Обработка дерева, глины, кожи у якутов

Впереди всех и по количеству и по разнообразию изготовляемых из него предметов стоит, конечно, лиственничное дерево. Это тяжелое, плотное, твердое дерево, здесь самое дешевое. Все громоздкие, не боящиеся расколки предметы изготовляются из него. Из него приготовляют также предметы, требующие значительной упругости, как-то: луки к самострелам, вилы, рукоятки грабель, оси к телегам, шесты двухлопаточных весел, оглобли к саням, коромысла к ловушкам (на зайцев), рукоятки кос-литовок и т.п. Из старых лиственничных пней делают: ступки, кэли для толчения древесной заболони, хлебных колосьев; бочки для тары, касас; огромные воронкообразные щиты для обивания снопов; корыта, лотки — вообще все, что при больших размерах требует выделки из одного куска. Из лиственничных древесных наплывов, ур, делают громадные,1\2 и 3 /4 аршина в диаметре, чашки и тарелки. На севере доски и все, что приготовляется из них, столы, стулья, ящики, лодки и т.п., делается исключительно из лиственницы. На юге, там, где есть сосна, последняя, благодаря своей легкости, мягкости в обработке и меньшей колкости, вытеснила лиственницу из дощатого производства. Там даже двери, полки и внутренние в избах перегородки нередко делаются из сосновых досок, что считается своего рода комфортом. Второе место после лиственницы занимает береза. Вся мелкая домашняя посуда: чашки, ложки, кубки, коробочки, ящички и т.п. — делается из березового дерева. Из него также делаются рукоятки к топорам, молоткам, косам-горбушам, приклады к винтовкам, черенки к копьям, рогатинам, ножам. В старину делали легкие охотничьи и военные луки и стрелы. Все, что требует большей стойкости и пластичности материала, делается якутами из этого дерева. Все вы¬гнутое, коленчатое, подвергающееся частым сотрясениям и ударам — березовое. Седельные луки, колесные я и ступицы, полозья и копылья у нарт и саней обязательно березовые. Якуты, живущие у границ леса, где дерево это плохого качества, пят за привозные с юга полозья от 3 до 5 рублей, а за части седла — до 10 рублей серебром. Все, что должно отличаться тонкостью отделки, быть фигурно изваяно, покрыто рисунками и узорами, непременно березовое. Береза считается барыней-деревом, а его "щетка" (известная уродливость корневища) высшим по красоте образцом древесного материала. Из "щетки" якуты выделывают довольно изящные табакерки, женские рабочие коробки, ящики для хранения чая, черенки к ножам, трубочки и т.п. Она, особенно сырая, легко обрабатывается, и слои ее, темные и светлые, сочетаются иногда в действительно прекрасные узоры. Из нее не делают только никогда посуды для жидкостей.

Обработка тальника. Якутия

Обработка тальника. Якутия

Из других сортов дерева значительным употреблением пользуется тальник. Тонкие молодые его побеги служат всюду как связки, точь-в-точь как в Европе. Из них плетут также корзины и верши. Из толстых загибают крупные связи для саней и телег, гнут дуги, гнут стулья, делают обручи на бочки и т.п. Дерево тополя, осины, ольхи, пихты, кедра и др., здесь растущих, употребляется на поделки якутами только случайно. Из двух первых на севере, на Колыме, Оленеке, Анабаре, Пясине и Хатанге делают небольшие лодочки-стружки. На Лене, Алдане, Яне, Алазее я таких стружков не видел, хотя тополь там растет. Приемы обработки дерева у якутов самые простые. Главные инструменты: топор, сюгё, нож, бысах, и сверло, бюргес. В последнее время к ним прибавились: простой полукруглый струг, пила и толстое долото. На севере, где большую часть домашней посуды выделывают дома, вся она изготовлена при помощи только этих незатейливых инструментов. На юге, где ремесла более обособленны, столяр кроме того обыкновенно обладает пилой широкой и узкой, рубанками, коловоротом, стамесками, долотами, даже иногда — рашпилем. Но всюду топор играет первую роль. Топором якуты владеют мастерски, и плотники они отличные. Большинство церквей в Якутском округе и почти все дома в городе Якутске выстроены якутскими плотниками. При плотничьей работе они употребляют те же приемы, тот же рай-циркуль для притесывания, ту же смоленую веревку, отвес, угольник и линейку, что и русские. Руководящего плотничьей артелью старшего плотника зовут по-русски — "уставщик". Но главные их инструменты, топоры и ножи, удержали старинную форму. Весят они от двух до четырех фунтов, не больше, и стоят от 50 коп. до 1 рубля. Тешут якуты ими гладко, чисто и быстро; даже мелкие вещицы они охотно обделывают топором. За неимением больших продольных пил якуты редко также пилят доски; чаще они их вытесывают по одной или по две из одного толстого бревна, расколов его надвое. Для этого они выбирают отборные деревья с прямыми нескрученными слоями, называемые кильмас. Я видел довольно длинные доски в палец толщиной, вытесанные совершенно гладко и равномерно. Такая доска стоит от 25 до 40 коп. Шириной она обыкновенно в 6. Соединяют их якуты в большие плоскости при помощи шпонок и клея. Шипы и пазы якутам мало известны. Сбив и склеив доски, ровняют и подтесывают их острым топором. Когда желают таким большим плоскостям придать известную гладкость, то за неимением струга и рубанка слегка выгибают толстый, слабо каленный якутский нож и двумя руками строгают неровности тонкой стружкой, сильно прижимая ладони к доскам. Тот же более выгнутый нож служит для выбирания и выглаживания углублений в плоской посуде.

Чорон. Якутия

Чорон. Якутия

Для выделывания более глубокой посуды, чашек и кубков, употребляется опять тот же нож, только на этот раз выгнута не середина его, а конец. У кустарей есть, впрочем, для таких поделок особые разнообразно выгнутые стальные лезвия. Тот же нож сплошь да рядом употребляется вместо сверла, вместо внутренней пилы, вместо художественного резца. После топора он чаще всего появляется в руках якутского кустаря. Они не жалеют денег и охотно платят рубль и полтора за сносный, острый клинок. Остальные якутские инструменты, рубанки, струги, сверла, долота, стамески и т.п. той же формы, что и русские, и названия носят русские. Обыкновенно они самодельные и плохого достоинства. С помощью этих инструментов якуты выделывают свою мебель, простую и узорчатую: столы круглые (якутские) и четырехугольные, шкафы, стулья, ящики. Какой была вся эта мебель до XVII столетия, до пришествия русских, неизвестно; теперь она носит следы сильного русского влияния и зовется по-русски. Крепят бока ящиков и коробок (доски) якуты различно. Скрепление "на замок" им известно, но считают его русским; предпочитают скреплять на деревянные гвозди и клей, а еще охотнее связывают ремешками, волосяными веревками, талинками или гибкими древесными корнями. Бондарного искусства якуты до недавнего времени совсем не знали. Всю посуду, сделанную из клепок и связанную обручами, они называют по-русски: ухат (ушат), бедро (ведро), пляхы (фляга) и т.д. Старинные бочки для тары, касас, они делали и теперь еще во многих местностях делают из лиственничных дуплистых пней. Для этого они спиливают их, выравнивают внутри, выжигая и выстругивая, а затем вставляют дно. Иногда выжигают пень еще на корню, чтобы увеличить его отверстие и облегчить срубание. Обручей якуты, по-видимому, не знали. На треснувших касасах я часто видел скрученный с помощью палки ремень. Бондарное искусство распространено пока только среди подгородных якутов. Такой же прием выделки стенок из одного куска и вставного отдельно дна я часто встречал и в мелкой якутской посуде: в маленьких ведерках для сохранения сливок, в больших узорчатых ведрах, в которых подают кумыс женщинам, а также табакерках и коробках, выделываемых из березовой "щетки". Якутские деревянные чашки, кубки для кумыса выделываются всегда из одного, хорошо просушенного, цельного куска березы. Судя по украшениям, умение приготовлять эту посуду нисходит у якутов к глубокой древности. Вся она сделана от руки. О токарных станках у якутов, даже о том грубом подобии их, которое встречается у наших деревенских колесников, я никогда не слышал и не видел их. Деревянные изделия якуты охотно красят, но не полируют и не покрывают лаком.

якутская посуда

Посуда. Якутия

Единственное исключение представляет, пожалуй, кумысная деревянная посуда, которую ежегодно, складывая в амбары дои хранения на зиму, смазывают сверху густо сливками или маслом, что, по мнению якутов, предохраняет ее от растрескивания. Действительно, жир, впитываясь в дерево, уменьшает его чувствительность к влажности и делает сосуд прочнее, тверже, вместе с тем глаже становится его поверхность; это-то и нравится якутам. Из крупных деревянных предметов якутская лодка, сани и телега носят в своей форме и работе столько следов разнообразных позднейших влияний, что первоначальный их вид и посторонние на них наслоения чрезвычайно трудно проследить. Все они — недавние якутские приобретения. Телега во многих местах до сих пор им неизвестна. Колымским якутам мне с трудом удалось разъяснить идею колеса, и они не находили никакой разницы в передвижении по земле на телеге и санях, на которых они возят тяжести и летом. Даже сани в этих отдаленных северных местностях мало употребляются якутами, да и то исключительно для собачьей и оленьей езды. Употребление хомута и дуги им неизвестно, и когда, изредка, для проезжих чиновников, им приходится запрягать лошадей, то впрягают их в те же оленьи нарты, при помощи той же оленьей лямки, задевая ее за седло. Тогда на эту лошадь или на другую, впереди нее, садится верховой ямщик. Понятно, что и лошадь и едущий в санях устают страшно от постоянных подергиваний и встряхиваний. Иногда вместо лямки употребляют оглобли, которые тоже привязывают к седлу. Происхождение бычьих саней и бычьей упряжи не так ясно. Предания насчет этого я не нашел. Это до того грубый и первобытный прибор, что, пожалуй, начало его можно искать в тех двух лесинах с загнутыми вверх корнями, соединенных поперечным толстым бруском, в которые впрягают, точно в оглобли, быка и на которых до сих пор возят якуты из лесу матерые бревна строевого леса.

якутская повозка с сеном

Повозка с сеном. Якутия

Бычье ярмо состоит из двух совершенно одинаковых частей: верхней — ара, и нижней — булгали. Они гладко выструганы, выгнуты и соединены между собой и с оглоблями с помощью ремней, продетых в сделанные на концах дырки. Ара прикреплена наглухо, а один конец булгали, обыкновенно левый, может скользить свободно на петле по оглобле. Ярма якутские совершенно похожи на бурятские и на монгольские. Якутские сани формой, размером, работой совершенно схожи с русскими дровнями; служат они исключительно для возки тяжестей: сена, дров, причем вожак садится верхом на быка. Даже когда они пустые, едущий предпочитает сидеть верхом. Употребление длинных вожжей в бычьей упряжи не привилось, и идея вожжей по происхождению у якутов русская, о чем свидетельствуют и предание, и название бодзи. Сено в старину не приходилось возить, а лес на топливо возили якуты, по всей вероятности заарканив лесину за седло лошади, как и теперь возят его на близкие расстояния в дороге в случае необходимости. Впрочем, Георги говорит о том, что якуты возят свои вещи "на небольших узких санях, в которые впрягают рогатый скот". Кстати укажу, что в олонго на санях ездят только злые, дьявольские богатыри, что упряжь, хомут, ярмо, оглобли употребляют преимущественно враждебные герою-якуту злые герои, которые, по всем данным, иностранцы. Якутские герои и героини всегда ездят верхом на лошадях и возят свои богатства вьюками. Оно так и было в действительности. Как кочевой, наезднический народ, якуты седло научились приготовлять раньше других перевозочных средств. Якутское седло, как вьючное, так и верховое, сделано все почти из дерева. Вьючное состоит из двух дощечек, соединенных на концах небольшими деревянными дугами. Посередине к этим основным доскам прикреплен крестик, за выступающие плечи которого закладывают уши вьюков. Под седло и под тяжести на спину и бока лошади подкладывают толстый потник. Седло верховое по конструкции очень похоже на вьючное. Основание составляют также две параллельные дощечки, слегка выгнутые и наклоненные друг к другу под углом, подобно краям корыта, лишенного дна и боков. На концах они соединены дугами, но дуги эти, толстые, высокие, соответственно вырезанные и приспособленные, образуют высокую азиатскую луку и не менее высокую спинку. От луки к спинке, в пустоте, оставшейся между описанной выше деревянной рамой, натянут ремень сиденья. На верх седла кладется подушка. К кольцам, вбитым в передние концы параллельных дощечек, прикрепляются стремена, а дальше за ними три подпруги. Стремена нередко деревянные, с ободом из тальника, загнутого и заложенного концами в отверстия стременной плашки; все части седла скреплены с помощью ремней, что обеспечивает большую упругость и большее сопротивление на излом.

якутское женское седло

Женское свадебное седло. Якутия

Якутское верховое седло, как было сказано выше, близко подходит к якутскому вьючному седлу, которое в свою очередь в идее родственно с деревянной рамой, употребляемой якутскими пешеходами для носки грузов: это тонкие дощечки, способствующие разложению давления тяжести более равномерно по всей спине. Только у седла дуги по понятным причинам кривые. Якутское седло, особенно старинное, представляет по типу менее усовершенствованный прибор, чем, например, монгольское или бурятское. Оно тяжелее последних, лука его выше и грубее, скакать и прыгать через препятствия в нем неудобно, зато оно крепко сидит на лошади и, благодаря его высоте, длине и ширине его основания, на нем сидеть удобно и на него под ездока можно грузить много. У европейцев широта якутской луки, пока они к ней привыкнут, вызывает сильную боль в бедрах и паху. Спина и ноги мало устают в якутском седле даже при дальних поездках. Остальные части якутской верховой и вьючной сбруи делаются из волоса, кожи и сухой травы. Перейдем к описанию обработки этих материалов. Кожу на всякие поделки якуты употребляют преимущественно коровью и кобылью. Замши из этих кож якуты не приготовляют, хотя такого рода выделка имеет у них особое название сары, и крытый замшей кафтан зовется сары сон.В настоящее время замшу они покупают у тунгусов или выделывают сами исключительно из оленьей кожи. Приемы ее выделки усвоены ими, по-видимому, у тех же тунгусов и юкагиров, у которых они позаимствовали и северного оленя. Инструменты и приемы для выделки кожи всюду тождественны. При выделке якуты прежде всего очищают ее от волоса. Волос преимущественно бреют или сдирают вместе с эпидермой насухо при помощи разной формы скребков. На севере я видел, что для разрыхления и очищения кожи от шерсти ее слегка смачивали водой, затем смазывали испортившимися рыбьими внутренностями и клали надолго в теплое место, свернувши в комок шерстью внутрь. Через два дня шерсть свободно слезала. Удаливши волос, принимаются за мятье. Для этого сухую кожу проминают сначала в руках или при помощи деревянных станков, колотушек, очень схожих с употребляющимися в России для мытья и трепания конопли. Затем кожу со стороны мездры смазывают маслом, сливками или сажей, смотря по качеству требуемого материа¬ла. Для худших сортов ограничиваются сорой, без которой на юге не обходится никакая выделка. Иногда к соре добавляют немного муки. Если требуется мягкость, то кожу проминают вторично с коровьим маслом, сливками или скотским мозгом.

якутская выделка кожи

Выделка кожи. Якутия

На севере рыбий жир и рыбья печень заменяют масло. Видел я также на севере, что тонкую выделанную кожу, предназначенную на верхнее платье, дымили. Для этого из нескольких кож строят маленькую палаточку и разводят в ней из сырого смолистого дерева слабо тлеющий огонь. Такая кожа приобретает красивый оливковый цвет и не так поддается влиянию сырости. Красят якуты кожу охрой, белой глиной, юронг буор, и разными растительными красками в цвета: черный, оранжевый, коричневый, желтый, белый. Кожи, на которых волос должен остаться нетронутым, мнут таким же образом, употребляя те же приемы смягчения и разрыхления. Я не знаю, чтобы якуты дубили кожу, хотя прекрасных дубильных материалов, как сосновая ивовая кора, у них под руками много. Только косвенно, при употреблении отвара ольховых шишек или тальниковой коры как красок, некоторые кожи дубятся ими с поверхности — в очень, впрочем, слабой степени. Для выделки ремней кожу, еще сырую, разрезают на узенькую длинную ленту и, если веревка должна быть двойная, тут же скручивают и сушат. Затем мнут ее при помощи прибора, состоящего из тяжелого деревянного болвана и палки с двумя отверстиями. Ремень продевается несколько раз сквозь отверстия посередине палки и в ухо болвана; затем всю связку подвешивают к потолку. Болван оттягивает ее книзу, и во время передвижения палки он же заставляет ремни равномерно скручиваться и раскручиваться. Острые края отверстий, скользя по ней, проминают веревку. Кроме платья, обуви, ремней, из кожи выделывают части русской упряжной сбруи, а также седельные подушки, седельные фартуки и чепраки, дорожные сумки, уздечки, оброти, подпруги, плетки и пр. Тонко изрезанная кожа употребляется во всевозможные связки. Наконец, из нее выделывают старинную дорожную посуду — симир. Самый крупный образец этого рода представляет "кумысный мешок". Это кожаный бурдюк, плоский, призматический, суживающийся кверху и оканчивающийся совсем узким горлышком. В горлышко это, дома вставляют деревянную изящно вырезанную втулку, халя. В дороге мешок замыкают с помощью двух связанных на обоих концах палочек — тылба. Точь-в-точь такие же, только поменьше размером, мешки употребляются якутами летом для перевозки вьюками жидкостей, молока, соры, сливок, а также масла, которое легко на солнце тает и подвергается порче. Маленькие мешочки называют уменьшительным именем — симирчах. Некогда они были в большом употреблении, но теперь мало-помалу вытесняются менее удобными, но более дешевыми русскими деревянными фляжками. Кожу для симиров берут преимущественно кобылью, ее не мнут, а только очищают от волос, пропитывают маслом или кобыльим жиром и сильно коптят в дыму. Эта кожа не промокает. Она идет на приготовление больших кумысных круглых чанов, холлогос, а также небольших при производстве кумыса употребляющихся ведер и подойников, турсук, симир исит. Остальная молочная посуда у якутов вся без исключения берестяная. Работа и форма этой посуды ничем почти не отличается от русской берестяной посуды. Производство ее мало-помалу выделяется в кустарный промысел для тех мест, где привольнее растет береза.

якутская берестяная посуда

Берестяная посуда. Якутия

Раньше уметь ее шить были обязаны все женщины, но теперь на юге многие забыли соответственное приготовление бересты и не умеют прочно и хорошо ее закреплять. Якутская берестяная посуда далеко не так изящна, как, например, тунгусская или мангутская, иногда сплошь покрытая тиснеными узорами, вышитая бисером и выкрашенная в разнообразные цвета. Способ скрепления краев тоже различный у этих народов; тунгусы и мангуты предпочитают соединять березовую кору на замок, подобно нашим белорусам; если они сшивают ее, то шов обыкновенно запрятан, он некрасив, за нитки служат сухожилия северного оленя. Якута сшивают бересту бечевками из конского волоса; шов чаще всего крестообразный, составляет главное и чуть ли не единственное украшение посуды; мастера стараются, чтобы он был ровный и чтобы белые и черные цвета волосяных бечевок приятно в нем сочетались. Из бересты шьют и мелкую посуду: табакерки, коробочки... и огромные, холлогосы, вмещающие по нескольку ведер жидкости. Бересту, как было говорено выше, употребляли раньше на крышку урас, на лодки, на обертывали тела и подстилку для трупов, на чехлы к лукам, копьям, на колчаны, даже на надставки к котлам; вообще, употребление ее, по-видимому, было обширнее; теперь, с усовершенствованием инструментов, обособлением ремесел и возрастанием торговли, ее вытесняет более прочная деревянная посуда, заменяет ткань, железо, медь. Кора других деревьев употребляется только как красильное вещество, да еще кора тополя, как подмесь к табаку. Исключение составляет лиственничная кора. Ее корою кроют крыши домов, выкладывают неглубокие погреба, ее употребляют на постройку лесных и рыбачьих шалашей и выделку грубых коробок под уголь, древесные стружки и т.п.

Якуты

Обработка волоса и глины у якутов

Наряду с древесной корой и кожей стоит в якутском хозяйстве конский волос. Из него приготовляют сети, неводы, веревки, кёньчесы подпруги и т.п., из него делают махалки от комаров, тайбур, им набивают седельные подушки, его пучки употребляют как украшение посуды в торжественных случаях и как жертву. В старину бахромой из конского белого или крашеного волоса оторачивали верхнее платье.

якутское изделие из волоса

Волосяные веревки, сети, сучатся обыкновенно из двуцветных волос: черного и белого. Толщина их самая разнообразная, смотря по назначению. Обыкновенно они скручены из двух только прядей. Из таких бечевок, сшивая их в одной плоскости, делают к обротям прекрасные крепкие повода, кёньтёс, шириной в дюйм; подпруги к седлам, холун, в 1 1/2 и 2; волосяные циновки и даже толстые зимние чулки. Лучшим волосом считается волос с хвоста, худшим — с гривы, еще худшим — очески с гривы и хвоста, вылезающие во время линьки животных. Ради волос гриву кобыл и жеребят по осени обстригают. Жеребцов и рабочих лошадей не стригут, считая, что животные от этого слабеют. Соединять в одну ткань нитки и веревочки, как волосяные, так и всякие другие, при помощи вязальных спиц, крючка или ткацкого станка якуты не умеют и, по-видимому, не умели никогда; веретено им также незнакомо, и нити, даже толстые веревки они сучат рукой на голом колене. Занимаются этим главным образом женщины, и некоторые достигли высокого совершенства: нитки их, ровные и твердые, не хуже пряжи. О сбивании шерсти или волоса в войлок или сукно якуты понятия не имеют. На севере, случалось, спрашивали меня об этих фабрикатах: "Какого это зверя кожа?" Даже узлы их для соединения веревок не отличаются разнообразием; по большей части это общераспространенные двусложные, крестообразные вязи. Очевидно, в прошлом у якутов как прибор для стягивания и связывания преобладали ремни. Для привязывания лошадей и вообще животных у них есть очень остроумный, быстро развязы-вающийся и никогда не стягивающийся узел. С помощью его можно в каком угодно месте веревки сделать постоянную прочную петлю какой угодно величины, но связать два разорванных конца нельзя. Для этого якуты употребляют два узла, схожие с европейскими: один затяжной, другой — бантиком. Ремни они сшивают.

Якутский узел

Якутский узел

Якутский узел — остроумнейшее изобретение. Завязывается он чрезвычайно быстро и просто, и выучиться его делать механически, завязывать не глядя чрезвычайно легко. Завязать его можно даже в рукавицах, так как отдельные пальцы не играют в этой работе важной роли. Развязывается же он еще проще: потягиванием за свободный конец веревки А. Он по типу близок к башкирскому узлу, но превосходит его быстротой в развязывании. Его, несомненно, изобрели люди, для которых отвязать возможно скоро лошадей, ускакать или настичь кого-то было нередко вопросом жизни и смерти. Этот узел, как бы ни билась лошадь, не развяжется сам собой и не затянется наглухо; мерзлые ремни и веревки завязываются в него так же хорошо, как талые.

Обработка глины у якутов

Вслед за кожей, берестой, волосом по важности и количеству употребления нужно поставить у якутов глину; если же принять во внимание глину, идущую на обмазку домов, совершаемую сызнова через каждые несколько лет или даже ежегодно, и обмазку камельков, производимую раза два в месяц, то количество это возрастет до громадных размеров. О нем ясно свидетельствуют большие ямы, находящиеся где-нибудь поблизости от каждой якутской юрты. Для обмазок употребляют глину худшего сорта, с большой примесью песка; она зеленоватого цвета, чешуйчатого сложения; пласты ее на большей или меньшей глубине залегают почти всюду в долинах рек. На плоскогорье она далеко не так распространена, и я знаю на севере местности, где на десятки верст кругом глины, песка и камня на поверхности нет нигде, где все лед и торф или очень богатый растительными остатками негодный для какой-либо поделки озерный ил. В таких местностях, чтобы не возить далеко глину, якуты, между прочим, стараются ставить юрты недалеко от немногочисленных ее залежей. Это не всегда совпадает с другими удобствами, как, например, близостью улова, и показывает, думаю, на важность этого материала в якутском хозяйстве, Тем не менее керамика якутов стоит на очень низком уровне. Глины они никогда не квасят, не промывают, даже мнут и размельчают ее небрежно. В производстве они отличают два ее сорта: обыкновенную, буор, что значит также вообще почва, и горшечную глину — туой. Впрочем, они отличают еще глину огнеупорную, но зовут ее так же, как и горшечную — туой. Первый род глины употребляется исключительно для обмазки, и делают из нее только кирпичи. Для замазок ее разводят водой, разминают лопатами, а ради уменьшения растрескивания подмешивают в нее траву, сенную труху, коровью шерсть. Дома обмазывают довольно толстыми слоями, но камельки мажут тонкими слоями, причем для более быстрого высыхания слоев глины разводят в том же камельке сейчас же огонь. Есть у них еще одно техническое в этих случаях правило: разводить глину кипятком или по крайней мере теплой водой. В глину, предназначенную для наружных слоев камелька, богатые якуты подмешивают сору, что придает большую прочность, блеск и более светлый цвет обмазке. Из той же глины якуты иногда бьют свои камельки; внутрь «место кёрна ставят дуплистое дерево, которое впоследствии выжигают.

якутская графикаХудож.Васильев. Мастера. Якутия

Кирпичное производство якуты целиком позаимствовали у русских. Кирпичи, по-якутски кирпис, выделывают они плохие, неровные и неоднородные, а обжигают их еще хуже. На севере и на юге в захолустье якуты совершенно незнакомы с кирпичами и если делают их, то только для печей в церквах и управах. Кирпичи там обжигают очень редко, а печники во всем улусе наперечет. Горшечное производство распространено значительно больше. Глину на горшки якуты тщательно разыскивают в горных долинах. Копают ее неглубоко, с поверхности, не глубже двух-трех аршин. В 1890 году я посетил такие разработки горшечной глины в Хатьшгаринском наслеге Намского улуса. Они находились верстах в 15 от улусной управы на северо-запад, в вершине небольшой пади, каких множество здесь среди высоких уступов древних ленских берегов. По дну оврага плыл ручеек. Залежи, слывущие в околотке хорошим качеством глины, представляли невысокие волдыревидные бугры у подножия горного ската. Разработка состояла в том, что желающий достать глину сбрасывал сверху незначительной слой почвы и выбирал со дна ямы и ее стенок нужное ему количество материала. Таким образом яма внутри земли расширялась, пока ее земляная крыша не выдерживала тяжести и не обрушивалась вниз. Тогда переходили к следующему бугру. Я видел многие выработанные ямы и несколько новых. В одной из них при мне как раз работал якут. Он с трудом вытаскивал из глубины ямы куски в 10 — 15 фунтов вязкой, темной, почти черной глины и клал их на краю отверстия. Из этих кусков впоследствии вылепливались кирпичи от трех до десяти фунтов весом, которые, высушенные, обращались в продаже под названием туой. Обыкновенная горшечная якутская глина всегда темного цвета, жирная, вязкая, тяжелая. В Якутске на рынке есть также в продаже горшки из белой глины, но горшки эти, я слышал, русского производства. Они совершенно другой формы и сделаны на гончарном станке. Обыкновенно якуты горшков не покупают), а покупают глину (от 5 до 10 коп. за фунт) и дают переделывать ее вместе с обломками старых горшков мастерам. Те превращают обломки старых горшков в порошок и, смотря по сорту туоя, подбавляют его к жирным больше, к тощим — меньше. Туой тоже дробят молотком на каменной плитке, порошок собирают в корыто и разводят теплой водой с подмесью соры. Затем густое тесто ударам деревянного молотка уминают до тех пор, пока оно не станет однородно и пластично, как воск. Тогда делают из него булку и из нее руками лепят стенки горшка, подбавляя, если нужно, свежей глины. Когда горшок получит уже известную желательную форму, внутрь его вставляют полукруглый или круглый гладкий камень и, поддерживая рукой, ударам лопатки снаружи по поверхности горшка выравнивают и выглаживают его стенки. Гончарного станка якуты не употребляют, и все производство ведется от руки. Горшки якуты слабо прокаливают тут же в камельке на углях. Редко накаливают до красного каления, чаще ограничиваются темно-красным. Нагретый до этой температуры горшок поливают водой. Если желают получить более прочные горшки, то воду заправляют молоком или сорой. Затем горшок опять слабо прокаливают. Якутские горшки очень некрепки и быстро от употребления размокают: гниют, как говорят якуты. Через стенки нового горшка обязательно просачивается вода, пока он не "заварится", для чего лучшим средством считается варить молоко. После каждой варки их обязательно чистят и сушат. 

якутский жернов

Помол муки. Якутия

Жидкость не может в нем стоять двух-трех дней кряду без вреда для них. Горшечной глазури якуты не знают. Форму своим горшкам, даже большим - в полтора-два ведра величиной, — якуты всегда придают яйцевидную, удлиненную, с маленьким донышком и слегка выгнутыми краями. Формой, работой, украшениями якутские горшки чрезвычайно близки к горшкам каменного века. Инструменты, употребляемые для выделки их, тоже близко подходят к находимым в кухонных остатках этих времен. Есть, впрочем, местности, где якуты не знают горшечного производства, и в домашнем обиходе употребляют исключительно железную и медную посуду. К таким нужно причислить все улусы Верхоянского и Колымского округов, улус Жиганский и якутские поселения по Оленеку, Хатанге, Анабару и т.п. По-видимому, это произошло от отсутствия или чрезвычайной редкости в этих местностях залежей горшечной глины. Я таких залежей там не видел; говорили мне якуты, будто бы существуют таковые где-то в Тас-Ханяхтасском хребте, недалеко от станции Кюрелях, по почтовому Верхоянско-Колымскому тракту. Образцы ее, достав ленные мне оттуда, оказались прекрасной белой огнеупорной глиной с примесью крупнозернистого песка. Последнее делало ее малотягучей и сильно пористой, что для якутских горшечников, не умеющих промывать глину, лишало ее всякой ценности. Такие глины употребляются якутами только как плавильные тигли. Они некрепки и спекаются в горне. В Якутском округе встречал я тоже у тамошних кузнецов тигли из юной, мелкозернистой глинки пепельного или белого цвета. Они прекрасно выдерживали самую высокую температуру и, по-видимому, состояли из чистого каолина. Месторождения не мог узнать: мастера такие вещи неохотно открывают посторонним. Якутские кузнецы имеют обыкновение свои тигли вслед за опорожнением их, еще докрасна накаленные, погружать в холодную воду или молоко.

якутский самогонный аппарат

Самогоноварение. Якутия

Кузнечные горны якуты делают из простой глины и обмазывают их огнеупорной тогда только, когда употребляют их для выплавки железа. Отсутствие горшечного производства в отдаленных, менее культурных местностях Якутской области, а также недостаток в литературе указаний на знакомство с ним якутов в прошлом породили мнение, что с горшечными изделиями они познакомились относительно недавно при посредстве русских. Мнение это приходится оставить ввиду признаков глубокой древности якутского горшечного дела. Уже Страленберг пишет, что горшки "они выделывали сами". Происхождение этого ремесла у них, несомненно, самостоятельно, что доказывают чисто тюркские названия разной величины горшков и инструментов производства. Старинное слово кюось обозначает по преимуществу "глиняный горшок" и строго отличается от салыр, котел. Оно известно и там, где якуты теперь не знают глиняной посуды, употребляется в смысле "варить пищу" и служит для измерения (дороги) расстояния. "Один горшок", "два горшка", "горшок пешего, конного", "бычий горшок", "часть горшка", кюось бысага, значит расстояние, которое сможет сделать при данном способе передвижения и по известной дороге человек в то время, "когда уварится горшок мяса средней якутской семьи". Время это равняется двум часам, а размер дороги — от 7 до 10, даже 1—2 верст. Этот способ мерить дорогу не встречается у соседних племен, по-видимому, «вывезен с далекого юга и нисходит до тех времен, когда якуты владели стадами овец. Возможно, что с появлением металлов и усилением кочевания временно развитие горшечного дела у якутов задержалось, даже пало. Примеры подобного падения были отмечены в истории культуры и в других местностях. Но знание горшечного производства поддерживалось очевидно, в народе преданиями, и с увеличением оседлости оно быстро увеличиваться и совершенствоваться. Укажем хотя бы на соль, которую якуты вводят теперь в горшечное дело для придания большей крепости и уменьшения промокаемости своих горшков.

Обработка металла у якутов

Из металлов якутам знакомы: железо, медь, бронза, серебро, олово свинец, золото. По значению и распространенности на первом месте следует поставить железо. Это, кроме того, единственный металл, который в настоящее время якуты добывают из руды, и единственное производство, ясно обособившееся в кустарный промысел. Им занимаются искони некоторые роды в Вилюйском и Якутском округах. В первом добыча железа сосредоточена в Мархинском улусе в наслегах Асьыкайском, Одейском, Кангаласком и в Верхне-Вилюйском улусах, в наслегах Хоринском, Меитском и Первом Удюгейском. Во втором округе центра представляют Хачикатский и Жемконский наслеги Восточно-Кангала ского улуса, именно роды их, расположенные по речкам Батоме и Тюгате. Кроме того, там и сям по всему округу разбросаны единичные железоплавильщики или более или менее крупные их поселки. Такой поселок я видел недалеко от Тюхтюрской станции в Октемском наслеге Западно-Кангалаского улуса, а отдельного кузнеца, умеющего плавить руду, встречал даже в малокультурном Баягантайском улусе.

якутские кузнецы

Кузнецы. Якутия

Выплавка производится в кувшинообразных печах из огнеупорной глины в 3 фута 8 дюймов вышиной и в 3 фута шириной в самом широком месте, которое приходится на четырнадцати приблизительно дюймах выше дна. Верхнее отверстие печи узко — немного более 1 фута. Внизу находятся дверцы для вынимания крицы. Огнеупорные стенки печки не толще полутора-двух дюймов. Для крепости и сбережения тепла она помещается часто в сруб, набитый обыкновенной глиной. Маак описывает такие же печки в Вилюйском округе, но без обшивки. В нижнюю часть горна проведена труба от раздувательных мехов. Заперши кричное отверстие глиняной дверцей и обмазав ее глиной, разводят огонь и, мало-помалу раздувая мехи, наполняют печку доверху углем. На него высыпают около полуведра искрошенной в куски руды. Когда уголь сгорит и опустится до половины печки, то опять добавляют доверху угля и на него кладут такое же количество руды. И так повторяют процесс до 15 — 20 раз Из каждого пуда руды получается от трех с половиной до четырех фунтов железа. Крицы, болго, выходят весом от 25 фунтов до 1 пуда. Они очень пористы, покрыты толстым слоем окалины и шлаков. Чтобы сделать их пригодными для дальнейшей обработки, их много раз проковывают, причем половина веса угорает. Из одного пуда болго получается максимум 25 фунтов железа. Иногда получается прекрасное мягкое, волокнистое железо, иногда высокого достоинства сталь; чаще всего помесь того и другого, гибкая и вместе с тем доступная закалке. Ее-то ставят выше всего якуты, называя "якутским железом" саха тимир, в отличие от чистого, мягкого железа, русского, нучча тимир, Последнего они не любят; привозная же сталь, уклад, ыстал, недоступна им по дороговизне. Руководить процессом выплавки, чтобы получить желаемый сорт железа, якуты не умеют. Употребление флюсов им неизвестно. Руду ищут на поверхности земли, на берегах рек или добывают из неглубоки шахт и ям. Затем сушат ее и дробят на небольшие куски молотком. Излюбленные якутами руды: бурый и красный железняки и сферо-сидериты. Последним они отдают предпочтение.

Якутское ружье

Якутское ружье

Мастера, выплавляющее железо, обыкновенно селятся недалеко от залежей руды. Они редко занимаются дальнейшей обработкой криц; обыкновенно отсылают их на продажу в город или перепродают на месте другим, настоящим кузнецам. Якутская кузница до сих пор осталась подвижной кузницей кочевника, а якутский кузнец — бродячим мастером, охотно перебирающимся из одной местности в другую, из юрты в юрту, то по вызову богатых работодателей, то по личному усмотрению. Главные его инструменты: мех, кёрт, наковальня, кыстык, клещи, кытыгас, молот, напилок, иги. Все эти вещи и посейчас очень схожи с теми, которые изображены в монгольской кузнице XVIII столетия Палласом. Мехи их вставляют, так же как и у древних монголов, кожаные мешки из кой кожи, сшитые так, что формой они чрезвычайно напоминают кожу, снятую чулком с кобыльего зада; два рукава этих мешков привязываются общей двугорлой деревянной втулке, жерло которой вложено в переднюю стенку горна. Между двумя мехами садятся помощник кузнеца, его жена, сын, чаще всего сам заказчик и дуют, обеими руками попеременно поднимая и раскрывая пальцами отверстие одного меха и я и опуская одновременно другой мех, так что струя воздуха получается непрерывная. Работа якутским мехом требует некоторого навыка, но почти каждый взрослый якут умеет с ним справляться. Воздуха дает такой мех много, но невысокой плотности; отверстие его жерла широко, что мешает сосредоточить накаливание на небольшом пространстве. Мелкие вещи плохо свариваются при действии этими мехами: горят; большие требуют другой пары мехов. Уже кусок в десять фунтов не может быть доведен до плавления без работы четырех мехов одновременно. Кроме того, якутские мехи требуют чуть ли не вдвое больше времени в сравнении с русскими кузнечными мехами для получения таких же результатов. Зато они без всякого затруднения раскладываются и примащиваются ко всякому камельку или даже просто во дворе. Горно представляет узкую рытвину в 3 — 4 дюйма шириной, перпендикулярно к которой посередине пристроены мехи. В правое устье желоба, считая от мехов, обыкновенно кладут подлежащее ковке железо, левым выбрасывают  золу и шлаки. Горно всегда полно угля. Уголь употребляется древесный, легкий и мягкий, с массой головешек. Получают его, сжигая на воздухе сложенное в клетку сухое дерево и заливая жар водой. Куют якуты обыкновенно сидя, на маленьком стульчике, на корточках перед низенькой небольшой наковальней. В два молота куют чрезвычайно редко, а тому, что можно ковать в три и четыре молота, не верили. Большинство виденных мною якутских молотов формой напоминало монгольский топор с сильно развитым обухом. Бородка их иначе заправлена, чем в наших молотах, она обыкновенно оттянута вдоль черенка Приемы и инструменты якутских мастеров очень первобытны, тем не менее они справляются со своими грубыми инструментами прекрасно и при их помощи сваривают довольно удачно ружейные дула. Впрочем, искусники в каждом улусе перечет; средний же якутский кузнец не отличается особенно чистой работой и должен быть поставлен значительно ниже среднего русского кузнеца. Железо до степени сварки якуты доводят неохотно, отчего оно в работе часто пленится и щепится.

якутское ружье. рисунок из книги

Якутское ружье (рисунок из книги)

Шов сварки всегда почти заметен, и сила сцепления его слаба. Для флюсов при сваривании употребляют, как и русские кузнецы, белый кварцевый песок. Закаливают предметы, погружая их в холодную воду со льдом; для большей крепости иногда перед нагреванием посыпают их порошком слабо пережженного рога и соли. Отпуск по цветам им незнаком, и если отогревают иногда закаленные предметы, то определяют их мягкость, пробуя напилком. Ввиду прекрасного навыка некоторых распознавать качества данного материала по его наружному виду, излому, цвету нагрева якуты с закалкой особенно своей стали справляются сносно; они делают из нее напильники, удачно закаливают топоры, ножи, долота, пешни, копья и т.п. Не умеют только калить и ковать ружейных и всяких других пружин. До недавних пор не умея также нарезывать винты и сверлить железо. Винторезки все сплошь у них покупные, а винт зовется бинт или нучче суола — русская дорожка. Коловорот, бур, пьерка, сверление железа вызывали всегда удавлен среди верхоянских и колымских кузнецов, хотя между ними есть и хорошие мастера. На юге сверление железа практикуется, но тоже редко якуты предпочитают железо пробивать. Сверлить железо им трудно еще и потому, что нужные для буров высшие сорта стали (гушталь) им незнакомы; я убедился, что они не умеют ее обрабатывать, всегда прогревают и жгут. Не знают они также чугуна, и я помню недоумение и ужас одного кузнеца, когда принятая им по ошибке за железную чугунная дужка, согретая в горне, рассыпалась под молотом в кашицу. Только там, куда проникла русская печка, а вслед за ней русский чугунный горшок, они знают этот металл и зовут его джугун. Если нельзя сваривать железных предметов, то для их соединения якуты употребляют как припой красную или желтую медь, реже серебро. При спаивании употребляют буру, а за неимением ее — жидко разведенную глину. Склепывают якуты предметы очень неумело. На заклепки употребляют по большей части трубочки свернутой жести. Я не видел ни одного, который умел бы делать настоящие заклепки; они все-таки прекрасно понимают превосходство настоящих заклепок, и моя заклепочная машинка всегда среди них вызывала зависть. Жестянщики якуты тоже неважные. Паяют оловом грубо и толсто. На севере даже лудят паяльником; на юге для растирания олова употребляют заячьи лапки, куски кожи и т.п. Паяльник у них обыкновенно железный; как облегчающие спаивание вещества употребляют нашатырь, стеарин, воск, лиственничную смолу (камедь). Жестяной посуды не делают; даже дно и заплаты вставляют до того неумело, что всегда после починки якутские хозяйки принуждены замазывать щели тестом.

Якутские украшения

Якутские украшения

Зато большинство якутских кузнецов прекрасные медники и серебряники. Не говоря уже о мелких предметах, как-то: пряжках, кольцах, серьгах, крестах, печатях, цепочках, привесочках и целых сложных украшениях, которые они чисто и тонко отливают из обоих металлов, многие из них из медного лома выливают и выковывают большие, ведер в 10 — I2, котлы, пузатые чайники в несколько фунтов весом — и даже я записал: в Намском улусе предание, что один из колоколов Намской управской церкви отлит якутом (Намск, ул., 1891 г.). Литейное их искусство равняется и, пожалуй, превышает их кузнечные знания.

Якуты. Старинный рисунок

Якуты. Старинный рисунок

Они плавят и льют даже золото, и я видел у богачей золотые перстни, серьги и браслеты работы якутских золотых дел мастеров. Для плавки этих металлов они употребляют небольшие тигли из огнеупорной глины, с круглым, как у яичной скорлупы, дном. Горшки слегка греют, затем кладут в них металл и, поместив посередине горна, тщательно обсыпают мелким горячи углем. Немного спустя начинают слегка поддувать мехами, все усиливая и усиливая ток воздуха. Когда металл расплавится, его мешают тонкой деревянной лучиной, выдувают через длинную трубку с горшка золу и уголь и, схвативши загнутыми щипцами за край горшка, вынимают его с горна и выливают металл в приготовленную и согретую заблаговременно форму. Форма обыкновенно состоит из двух совершенно одинаковых железных рамок, которые наполняются влажным, мелким речным илом, выглаживаются, посыпаются порошком древесного угля и сдавливаюся на модели, как створки. Оттиск обыкновенно чист и нежен. Крупные вещи также формуются и отливаются якутами, как мелкие; разница только в размерах форм. Красную медь для больших котлов они сперва выливают в толстые круги, а затем куют, согревая до темно-красного каления. Серебряные облицовки к седлам, кружки и бляхи к поясам тоже отливают сначала более толсто, а затем выковывают. Якуты умеют шлифовать свои металлические изделия с помощью напилков, но совсем не знают полировки. Вообще работа и резьба их довольно груба, но бывают исключения. Я знаю случай, когда верхоянский серебряник Румянцев сделал на пари серебряный гравированный кубок точь-в-точь такой, как привезенный приезжим купцом из Москвы. Этот же Румянцев делал винтовки, славящиеся по всему краю. Я видел одну, за которую заплатили 100 руб. и которая на 200 шагов била без промаха в цель. Он же, не будучи грамотным, резал печати по рисунку, сделанному на бумаге, и закаливал ножи так хорошо, что за них якуты платили охотно вдвое больше. Таких кузнецов мало. Слава Румянцева гремела по всему округу и живет верно сих пор, хотя старик, я слышал, умер.

Якутское женское украшение

Якутское женское украшение

Количество железных, медных и серебряных предметов, находящихся во владении якутской семьи, сильно изменяется с ее благосостоянием. То оно падает до нескольких фунтов, то поднимается до нескольких пудов. Еще в 1860 году Маак исчислял ежегодную добычу железа в области в 3000 пудов. С тех пор добыча железа не уменьшилась, а привоз год от году возрастает. То же самое можно сказать о распространении меди, олова, серебра, свинца и других металлов, не добываемых якутами. Учесть более точно количество металлических предметов у якутов невозможно, по недостатку данных. Ради полноты привожу перечень их в богатом якутском хозяйстве. Качество металлов, обращающихся среди якутов, самое разнообразное и сильно влияет на цену предметов. Лучшие их серебряные изделия, "старинные", как говорят они, содержат только 50% серебра, остальное медь и цинк. Металлического цинка якуты совершенно не знают, он попадает к ним в русских товарах только в сплавах, как латунь. Бронзу якуты знают и зовут чян; поделки из нее у них довольно редки и ценятся низко. Любимый их металл для украшений — серебро; золота они не любят. "Что в нем красивого — та же медь!.." — говорили мне колымские якуты, когда я им показывал никогда ими не виданные золотые кольца и цепочки (Колымск. ул., 1882 г.). Другое дело серебро; желая выразить высшую степень красоты, они говорят: "как серебро", и любовное, ласкательное их имя — комюс — серебро.

Якутские серьги

Якутские серьги

Золото зовут красным серебром кысыл кбмюс. Медь предпочитается ярко-красная; даже желтую медь, которую зовут "белой медью" юрюнг алтан, дочитают с красным отливом. Знали ли якуты до пришествия русских все эти металлы? Кое-что можно ответить только относительно железа, меди и серебра. Древность знакомства их с первым не подлежит сомнению. Предания, записанные мной по поводу всевозможных случаев, постоянно указывают на это. Герои их былин воюют постоянно железным оружием. "Железа было мало, все оно шло на копья, стрелы и панцири, куях; на косы его не хватало, их делали из кости или косили батасами" (Баяг. ул., 1885 г.), — говорили якуты по поводу изобретения косы. "Железо мы знали до русских, богатыри наши выходили на бой в железных рубашках, а только было его мало, и простые люди долго еще делали к стрелам острия из расколотых вдоль костей скотских голеней" (Колым. ул., 1883 г.). Правда, есть у меня и такие записи: "Железо получается из камня. Добывать железо из камня научили русские..." "Медь и серебро находится в земле, а железо получается из камня. Когда узнали железо, в то время и стали сено косить..." (Намск. ул., 1887г.). Но этим показаниям противоречат исторические документы, указывающие на то, что инородцам Якутской области железо было знакомо до пришествия русских. В отписке служивого Семена Епишева (1652 г.) к якутскому воеводе Дмитрию Францебекову говорится, между прочим: пришли мы морем на устье Охты-реки и в те поре на устье иноземцев тунгусов было многих родов тысяча и больше, и стреляли нас збруйны и ружейны, с луки и с копья, в куяках и шишаках в железных и костяных и в Охту пустить не хотели — хотели побить". Сомнению не подлежит, что раз железные изделия были в то врем у тунгусов, то они были и у якутов, стоящих во всех отношениях выше тунгусов и других своих соседей. Отмечу также, что в настоящее время только у якутов сохранилась самостоятельная выплавка железа из руд.

Якутский топор. Рисунок из книги

Якутский топор. Рисунок из книги

Тунгусам она не знакома и нет преданий, указывающих на что-нибудь подобное. Наоборот, есть указание на заимствование последними. Георги говорит по этому поводу: "Между лесными тунгусами есть и кузнецы; но других ремесленников нет никаких. Наковальня, молот, терпук, клещи, которые они, как и само железо, выменивают на мягкую рухлядь у собирающих подушим оклад казаков, раздувальные мехи из тюленьих кож, подобные нашим не выключая и самого мешочка с угольем, тяжестью вообще не больше как полпуда: почему всякий кузнец весь свой прибор может носить с собой под пазухой". Между тем о якутах тот же Георги говорит: "...они умеют плавить железо и изрядно куют из оного разные надобности; а особливо искуси в том вилюйские кузнецы". Еще раньше у Штраленберга в книге, изданной в 1730 году, находим заметку, что "у якутов котлы имели дно железное, а бока из березовой коры и все это так устроено, что ни вода не проливается, ни огонь боков не сжигает". Кроме острия стрел, по-видимому, одинаковых у инородцев всей Сибири, есть у якутов и другие железные орудия, сохранившие до сих пор свои древние, оригинальные формы. К таким принадлежит якутское военное копье батас. Лезвие его длиной в три четверти с лишком аршина, с прямой, тупой спинкой, с острым концом, посередине слегка расширяющимся, так что острие образует ломаную линию. Ширина его у деревца 1 1/4 , а в самом широком месте 1,1/2 дюйма. Толщина 1/8. Его березовая ручка к концу становится толще. У лезвия она не толще 1 в диаметре. Нередко она обернута скотскими сухожилиями, обклеена черненой кожей и украшена с обеих сторон двумя узкими продольными полосками белой бересты. В общем, батас красивое, легкое боевое оружие, некогда любимое якутами. Им можно и колоть и рубить. Точно такое их охотничье копье, батыях отохан, только острие его поменьше и пошире. Лезвие копья нередко гравировано, украшено простой, но изящной резьбой, медными и серебряными насечками. Их особенность заключается в том, что острия их сточены с правой стороны, между тем как у остальных режущих инструментов, включая топор и косу, якуты стачивают левую сторону. Красивы также, но редки железные мечи, болат. Не менее древний по форме якутский топор, сюге. Несмотря на совершенно одинаковое название с монгольским — сугэ, он сильно от последнего разнится. Он узок, в 2,1/2 — 3, ровен, с тонким обухом, без бородки и обушной закраины, с прямым тонким острием. Эти признаки, а также размеры сильно сближают его с бронзовыми сибирскими топориками позднейшего периода. Бородка, обушные закраины, закругленность острия и большая его против обуха ширина, встречающиеся теперь все чаще, по сознанию самих якутов, позднейшие русские нововведения. "В старину топоры были еще уже и еще меньше; рубили ими, точно долотом долбили", — передавали колымские якуты (1883 г.). "В старину топоры были узкие и было их несколько родов, а у всякого особое название" (Намек, ул., 1890 г.). Узнать названий мне не удалось. Маак говорит про два топора: чиёсля и адалха; оба, с поперечными к черенку, полукруглыми остриями употребляются для выдалбливания лодочек и чашек. Такой же топор с узким, прямым острием видел в Якутском округе. Его там употребляют для продалбливания дыр в столбах. Но из всех якутских металлических инструментов самого большого внимания заслуживает, несомненно, якутский нож. Он небольшой, редко длиннее 4 и редко шире 1\2. Спинка его тупа; прямая, от 3 до 5 линий толщиной. Конец острый, пальмовидный. Лезвие слегка выгнуто. Сточена у него всегда левая сторона, подобно большинству виденных мной древних курганных сибирских ножей, и, подобно им же, правая сторона у якутских хороших клинков слегка вогнута. В последнее время с этой стороны стали делать якутские мастера желобок. Хвост, который вбивается в деревянный или костяной черень, вдвое короче лезвия. Обыкновенно хвост помещается посередине лезвия, образуя два плечика, но я видел ножи, где хвост оттянут в одной линии с острием и плечо одно. Якутский нож, по-видимому, есть образец совершенно особых сибирских ножей. На юге Сибири он не встречается; буряты, монголы, урянхайцы употребляют кинжаловидные ножи, ручка которых плоска и такой же почти ширины, как лезвие. Оправа ручки состоит из двух половинок, приклепанных или привязанных к черенку, совсем как у бронзовых ножей этого типа. Только самодельные ножи минусинских татар имеют некоторое сходство с якутскими. В последнее время русский фабричный нож

якутские охотники

Якутские охотники. Старинный рисунок

всюду в Сибири вытесняет самобытные инородческие клинки. Якуты да поры до времени составляют исключение. Качество добываемого имя железа вполне соответствует форме и употреблению большинства их орудий, что и удерживает орудия эти в обращении. Предположение, что добыча железа позаимствована якутами у рус¬ских, неосновательна. Возможно только, что под влиянием железоплавильных казенных заводов на реках Тёре и Батоме, существовавших в 1730 году, изменились у якутских плавильщиков этой местности и форма и размеры горна, что они позаимствовали некоторые приемы. В основе якутское железоплавильное дело осталось таким же, каким оно было до пришествия русских, и, по-видимому, они его принесли с юга. Его опи¬сывает Георги в таких выражениях: "В плавильном их снаряде составляют всю разность, в отношении к абинцкому плавлению, одни только раздувальные мехи..." (Часть 2, с. 174). Об абинцах же он говорит: "Плавильное их заведение едва ли может быть простее. Плавильная печь делается в зимней хижине и состоит в гемисферическом на пядень углублении глинистого пола в избе, у которого находится на одной стороне для действия двумя мехами небольшое отверстие. Яма покрывается круглой горбатой вьюшкой из глины, у которой в самом верху есть отверстие пространством дюйма в два. Когда плавят, то наполняют печь такими мелкими углями, какие только сквозь отверстие проходить могут, и оные поджигают. А как они совсем разгорятся, то при беспрестанном раздувании мехами бросают попеременно сквозь отверстие в печь то угли, то по небольшому количеству истолченной мелко руды. Часа в полтора выходит руды около трех фунтов. Вскрывши печь, очищают они переплавленную руду от огарков биением оной деревянными поленьями. Из выплавленного таким образом железа куют они на каменных наковальнях железными молотами железцы к стрелам и заступы; больше же продают невыделанного железа российским кузнецам..." (с. 163). Все приемы, включая "биение поленьями" и продажу криц на сторону, остались у якутов и посейчас те же. Впрочем, есть у них следы еще более древних приемов. В Намском улусе я записал следующее предание: "Железо, медь, серебро мы, якуты, считаем за слезы (харах ута) невидимых существ (абасы). Они рассыпаны по земле, и люди, блуждая по рекам, находят эти камни" (Намск, ул., 1890 г.). Богатый старик Капитон, живший в местности Туруялах в III Баягантайском наслеге, в то время, когда я там жил, ежегодно посылал после убыли воды на берег Алдана своих малолетних внуков отыскивать "железные камни".

Якутский пояс

Якутский пояс

Они оказывались настолько богаты железом, что их без всяких хлопот переплавляли и перековывали в простом якутском горне. Степень знакомства якутов в прошлом с медью, серебром, оловом выяснить значительно труднее. Ни одного из этих металлов они в настоящее время не добывают. Для поделок употребляют старый лом, деньги или привозной в кусках сырец. Даже подлинно не узнано в настоящее время, существуют ли в Якутской области медные рудники, годные для выработки. Тем не менее сохранились признаки, что в Якутской области жил когда-то какой-то народ, близко знакомый с медью. В Якутском музее есть красной меди ваза, найденная в Вилюйском округе. В том же округе в 150 верстах от города Вилюйска найден прекрасный обоюдоострый бронзовый меч (рис. 20). Наконец, о подобной же медной находке в верховьях Вилюя в 30-х годах говорит Маак. Две вышеупомянутые вещи я видел лично; они, по-видимому, не были в употреблении. Ваза не отделана; на ней сохра¬нились тонкие пузырьки, образующиеся при отливании. На краю вместо уха изображена изгибающаяся змея, животное, отсутствующее в Якутской области. По форме она тождественна с так называемыми "скифскими котлами". Меч совершенно новый, острый, и на нем всего одна небольшая щербинка, случайного, по-видимому, происхождения. Там же, в Вилюйском округе, в старинных тунгусских гробницах Маак находил медные наконечники стрел и медные шейные украшения из витой проволоки. Отмечу, что у якутов в настоящее время из меди и бронзы приготовляются украшения и домашняя утварь. Никакого режущего или колющего инструмента из бронзы или меди я у них не встречал и преданий о чем-нибудь подобном, несмотря на допросы, не находил. Медные и серебряные украшения находят в старых якутских гробницах; а как они ценили медь, свидетельствует небольшая заметка Фишера: "Якуты за медные котлы, которые им понравились паче других российских товаров, обыкновенно давали столько соболей, сколько в каждый котел могло уместиться". За железо, насколько известно, они не платан так дорого. В пользу того, что якутам медь знакома с незапамятных времен, говорит также татарское ее название: алтан. Таким же татарским словом комюс они обозначают серебро. Олово зовут по-монгольски: хорголюн; это значит по-татарски свинец, а свинец зовут якуты по-русски сипинес. Я знаю только один случай добывания якутами свинца из руды. Сделал это тоже кузнец Румянцев; он в 1882 году и раньше выплавлял металл из свинцового блеска, большие залежи которого найдены им были недалеко от старинных Екатерининских рудников в верховьях р. Дуол-голах. Плавил он руду так же на месте, в обыкновенном горне, дно которого делал воронкообразным и вымазывал огнеупорной глиной, Туда стекал металл. Этот свинцовый блеск был очень богат серебром, но последнего не умел получить Румянцев. Он даже не верил, что его можно из сплава получить, хотя сам употреблял прием многократного пережигания сплавов меди и серебра для увеличения процента последнего я уверял меня, что этот прием знают все якутские серебряники. "Медь горит, а серебро остается", — объяснял он (Верхоянский ул., 1882 г.).

Нательный крест. Якутия

Нательный крест. Якутия

Из кости, рога, камня якуты в настоящее время выделывают предметы только второстепенного значения: гребни, рукоятки, табакерки, рожки для пороха, ступки для растирания табака, ложки, мутовки для сбивания масла и т.п. Из камня они выделывают, между прочим, жернова, которые в былое время, по преданию, были деревянные с каменной и костяной набивкой (Намск, ул., 1891 г.). Кость употребляют якуты по преимуществу мамонтовую, рог — коровий. Из перемежающихся кружков бересты, кости, дерева, кожи, серебра или олова, плотно наложенных друг на друга и насаженных на черенок ножа, якуты делают изящные рукоятки к ножам, очень похожие на урянхайские. В прошлом кость, рог, камень, конечно, имели значительно более широкое применение. Из кости и рога, как я сообщал выше, делали наконечники стрел, косы и копья. В Верхоянском улусе еще в 1881 году я видел костяные удочки, очень первобытной конструкции, употреблявшиеся для ловли налимов, за отсутствием железных крюков. В Колымском улусе я видел костяные шилья, костяные наперстки и большие костяные иглы для сшивания потников. О каменных топорах, пешнях и долотах там до сих пор сохранились очень живые воспоминания. "Жилища мы строили в старину маленькие, потому что топоры были каменные. Каменным топором рубить поперек нельзя, приходилось щепить. Одно дерево в день иногда рубили, а толстого и вовсе срубить нельзя было ", — рассказывали колымские якуты местности Енгжа (1884 г.) "Каменным топором рубить все равно что зубами грызть" (Андылах, Колым. ул., 1882 г.). Когда я впоследствии подобное выражение встречал в описании сержантом Андреевым построек на Медвежьих островах, я был поражен тождественностью выражений "как бы зубами грызено. Я думаю, что на севере употребление каменных орудий было перенято якутами по недостатку железа у тамошних инородцев юкагиров и тунгусов, у которых сохранились каменные орудия еще до половины текущего столетия. Там образовалось как бы понижение в развитии ремесел. Якутские мастера забыли выплавлять железо, несмотря на обилие железных руд и их доступность. Фунт железа стоит там 50 коп. и даже 1 руб. Многие северные кузнецы не умели ни плавить, ни отливать, ни ковать серебра и меди. В Колымском округе оба эти металла привозили ко мне из очень отдаленных местностей, так как я в то время был там единственным человеком, умевшим переработать лом. Тамошние кузнецы приходили ко мне учиться, между тем как на юге я сам многому учился у них. Но это падение ремесел и возврат к каменным орудиям был временный.

якутский наручный браслет

Наручный браслет. Якутия

Теперь оно исчезает и память о нем быстро потухает. Только кремень для добывания огня вместе с огнивом все еще пользуется широким распространением. Название у кремня двоякое: и с т р и к зовется привозной иссера-прозрачный, обращающийся в торговле кремень. Он ценится выше, и для кремневок употребляют исключительно его, как более богатый на огонь. Другой, местный кремень, отыскиваемый тщательно на берегах речек, изжелта-прозрачный, носит монгольское прозвище чокур (чакыр). По-монгольски ч о г у р — кремень. Не меньшим распространением пользуется точильный брус, который зовут по-русски б р у с, он привозной. Этим и исчерпываются роговые, каменные и костяные предметы в якутском обиходе.

Ткани у якутов встречаются: бумажные, шелковые и шерстяные; все они привозные. Из растительных волокон, имеющихся у них под рукой, они употребляют только тальничное лыко на веревки к "переметам", болотный ситник — на циновки с ё р ё, да известный сорт мягкой травы - на потники, б о т о. Траву собирают по осени, когда она обмякнет и завянет. Чтобы сшить потники, ее кладут ровным толстым слоем на полу и прошивают тонкими волосяными бечевками. Для циновок траву (тоже осенью) сплетают в узкие, в 1\4 ленты и затем последние сшивают волосяными бечевками. Есть еще оригинальный материал, которым, по-видимому, не пользуется для своих изделий никто, кроме якутов, — это коровий навоз. Из него в смеси с глиной делают ступки, э н э к, описанные в свое время Страленбергом, а затем Мааком. Из него выделывают большие четырехугольные ящики для замораживания т а р у и воронкообразные огромные щиты для обмолачивания хлеба. Все эти предметы вымазывают внутри мокрым снегом и поливают многократно водой. Мерзлый навоз употребляется также на скрепления к саням, вместо связок у изгородей, на обмазку домов и т.д. Такие вещи, как клей, краски, масла, нашатырь, горючая сера, стекло, смола, спирт, бумага и т.п., употребляются якутами только как вспомогательные средства при выделке и украшении разных предметов. 

Якутская вышивка

Вышивка гладью. Якутия

Впереди всех по употреблению стоят краски. Самые излюбленные якутами суть: черная, красная, оранжевая, желтая, белая, голубая, зеленая. Для окрашивания в черный цвет они употребляют: болезненный нарост, появляющийся на хвосте лошади харангачина; небольшие, растущие на березе черные лишаи, ы т т у м с а; наконец, уголь горной, кустовидной ольхи, сисик абагата, и некоторых других трав и кустов. Для окрашивания в красный цвет якуты употребляют кору ольхи, а б а г а; в Вилюйском округе употребляют красную охру, с о х о. В Колымском и Верхоянском улусе употребляют оранжевую охру для окраски в оранжевый цвет, а также кору ивы, сисик, или и е т, к ы с ы л т а л а к . Для окраски в желтый цвет: охру и отвар исландского мха; отвар лиственничной коры для окраски в светло-коричневый цвет. Для белых цветов отыскивают белые земли и глины. Голубую и зеленую краски якутские мастера покупают в лавках, хотя я видел у якутов Верхоянского округа какой-то голубоватый порошок, употребляемый ими вместо краски, который они добывали будто бы где-то в горах на месте. Краски приготовляют якуты очень просто. Минеральные ве¬щества они растирают, смешивают с водой или клеем и раствором густо покрывают предмет; кожу обыкновенно натирают краской насухо. Ы т т у м с а (собачья морда) и харангачина, а также древесные угли якуты сушат, мелют, смешивают со скотской кровью, клеем или водой красят их раствором. В растительный красильный отвар они погружают предметы на продолжительное время; березовую посуду даже варят в нем, а если этого нельзя сделать, то многократно смачивают им окрашиваемую поверхность. В последнее время стали якуты минеральные краски разводить на конопляном масле. Таким способом они красят мебель, иногда богачи — внутренние двери, косяки дверей и окон, надгробные памятники, выездные санки. Цвета обыкновенно довольно пестрые, но преобладают белый, голубой, красный. Красить в эти три цвета, покрывая один другим, зовется по-якутски бурутуйбут (Намский улус, 1892 г.). Смолы и лаков для окраски якуты не употребляют. Лиственичную, желтовато-бурую смолу, ы э с, похожую по твердости, хрупкости и аромату на копал, они охотно жуют. Смешанная с коровьим маслом, рыбьим жиром и шерстью она идет на замазку швов в легких якутски лодочках, т ы. Деготь из березовой коры якуты приготовляют исключительно на продажу для русских. Пока этим занимаются очень немногие.

якутская графика

Худ.Васильев. Якутский орнамент

Ведро якутского дегтя в Якутске стоит около полутора рублей. Полусожженный берестяной уголь в смеси с маслом и сливками употребляется и замазку щелей и отверстий в берестяной и деревянной посуде. Стекло в виде корольков и бус идет на вышивки, подвески и другие украшения. У богачей окна в домах стеклянные. Из остальных веществ заметным употреблением пользуется еще горючая сера. Серу употребляют на серницы. Это небольшие костяные чашечки, налитые серой. Они висят у пояса вместе с трутом и огнивом и служат для разведения огня в дождливую пору. Всякий якутский промышленник, отправляющийся далеко в лес на охоту, обязательно запасается серницей. Затем горючая сера входит как составная часть в якутскую серебряную эмаль, х а р а-к о м ю с. Эмаль приготовляют таким образом пережигают на слабом огне свинец, помешивая его постоянно палочкой; когда металл превратится в кашицу, его перекладывают в небольшое углубление, сделанное в кирпиче, добавляют серебряных опилок, кладут зажженные кусочки горючей серы и плотно закупоривают углубление глиняной крышкой. Как остаток горения получается темная губчатая масса, которую толкут и, посыпавши ею серебряный вычищенный и соответственно вырезанный предмет, накаливают в горне до сплавления в стекло. Некоторые как средство, облегчающее плавление, употребляют буру, другие — нашатырь. У всякого мастера есть свои секреты, очень разнообразящие достоинства этой эмали. Иногда это твердая, стекловидная масса, голубоватого отлива, иногда — черно-бурая и более мягкая. Якутами выше ценится первая. Эмаль шлифуется и спиливается мелкими напилками или стачивается на бруске. Большинство якутских производств еще не организовано и не обособлено. Только кузнечное и плавильное дело, как было сказано выше, выделилось в некоторых местностях, образовало кустарные производства.

якутская резьба по кости

Резьба по кости. Якутия

Кустари, насколько мне известно, нигде не соединяются в артели, а работают отдельными семьями. Ремесло служит им только вспомогательной статьей дохода при скотоводстве. Плавильщики вырабатывают в год от 20 до 50 пудов б о л г о на семью. На пуд идет обыкновенно две крицы, а крица стоит от 40 коп. до 50. Это составит на семью рублей 20 — 50 в год. Начинают работать кустари обыкновенно осенью, по окончании полевых работ. Якутское плавильное дело находится в трудном положении. Якутскому железу приходится конкурировать со все более и более дешевеющим привозным железом, и только благодаря своему превосходному качеству и замечательной дешевизне якутского труда оно пока еще держится. Пуд б о л г о дает после проковки и очистки 25 ф. железа. Кузнечное и плавильное дело у якутов наследственное; оно переходит от отца к сыну вместе с инструментами и секретами. Есть роды, с незапамятных времен занимающиеся этими производствами, и они в свою очередь делятся на роды исключительно плавильщиков и роды исключительно кузнецов. В Якутском округе роды кузнецов и плавильщиков есть в Хачикатском и 1-м Жемконском наслегах В. Кангалаского улуса; в Вилюйском округе — в Асыкайском, Одейском и Каягаласком Мархинского улуса и Хоринском, Меитском, Удюгейском Верхневилюйского улуса. В Якутском округе в 1859 году числилось в Кангаласком улусе 90 кузнецов; в 1860 году в Мархинском улусе было 42 плавильщика, преимущественно Асыкайского наслега, и 175 кузнецов Одейского и Кангалаского наслегов. Добывали они и обрабатывали до 420 пудов железа ежегодно. Такой же порядок добычи и обработки наблюдался раньше в Верхневилюйском улусе, и количество железа достигало там приблизительно той же величины. В Якутском округе добыча железа в то же время достигала 2 000 пудов. В 1891 году о кузнечестве в Якутском округе мне передавали приблизительно те же сведения. Плавильным делом занимались те же роды тех же наслегов, что и в старину. Группы кузнецов существуют особо и в других улусах. В Зап. Кангаласком улусе, в версте от станции Тюхтюрской, мне показывали целый выселок, зани¬мающийся кузнечеством. По весне, обыкновенно в конце февраля и в марте, на якутском городском рынке появляются работы этих кустарей: ножи, топоры, пешни, сабаны, наборы бороньих зубьев, пальмы, косы-горбуши, удила и проч. Все эти предметы отличаются большим однообразием формы и невысоким достоинством; лучшие вещи раскупаются на месте производства. На городском рынке в то же приблизительно время можно встретить медные и серебряные кустарные изделия: кресты, пряжки, цепочки, пуговки и т.п.

Якутский пояс

Якутский пояс

Деревянную посуду, горшки, столярные изделия: ящики, столы, стулья, бочки, ушаты, дуги; затем изделия из мамонтовой кости, рога, кожи, готовое платье (меховое и суконное), обувь, циновки, сбрую, сани и телеги якутской работы и много друга предметов домашнего обихода. Все они, конечно, по качеству материала и работы значительно ниже таких же предметов домашнего приготовления и дают не совсем верное представление о якутском вкусе и якутских способностях. Мне не удалось узнать, откуда их привозят; по-видимому, они попадают в руки скупщиков поодиночке из разных уголков страны. Только плавильщики, кузнецы и некоторые литейщики поставляют свои работы в дюжинах и сотнях совершенно одинаковых экземпляров и сбывают их гуртом. В местах, более густо населенных и культурных, как было сказано выше, начали обособляться также столярное плотничье, гончарное и берестяное ремесла, но в глуши нет другого ремесленника, кроме кузнеца. Если может быть речь об общественном разделении труда, то распался он пока только на труд мужской и женский. Все поделки из дерева, все, что выделывают при помощи топора и ножа, делают мужчины, все, что сшивается, сплетается, лепится, - женщины или дряхлые старики. Мятье и выделка кож тоже женское и старческое рукоделие. Бесконечно длинные зимние вечера трудолюбивой якутской семьи проходят в заготовлении для себя или по просьбе соседей платья, утвари, разных предметов. Якут не торопится. Мурлыкая песенку или прислушиваясь к речитативу не менее длинной, чем сама ночь, сказки, он готов тысячу раз примерить, подстрогать, прирезать, пока наконец предмет примет соответствующую его вкусам форму. Он лениво поворачивается перед огнем камина, согревая то один бок, то другой, то спину, советуется с окружающими, с удовольствием выслушивает их похвалы и живо обсуждает возражения. Вот почему каждая вещь, даже самая пустячная, выходит из рук якутского мастера с особым отпечатком: она всегда вещь более или менее художественная. Миддендорф отметил это и говорит по этому поводу: "Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик; будет ли это столь же удобная, как простая, но все-таки красивая рыбная ложка, которую он делает для русского, или большая ступка для толчения, которая также делается из дерева, тут не может быть речи о механической подражательности. Везде проглядывается своеобразность". Я был не раз свидетелем, как с удивительным терпением якут целые часы осторожно подрезывал черенок ложки или пузо деревянного жбана, чтобы придать их изгибам желаемую степень кривизны. Нередко это были молодые люди, и сколько шуток и смеха вызывали их тщетные усилия и в свою очередь какой искренней гордостью наполняло их общее признание их искусства! Хорошие мастера пользуются почетом, и молодому мастеру, особенно женщины, охотно прощают  за его "ловкие пальцы" иные неловкие слова и поступки.

мастерская якутского костореза

В мастерской костореза. Якутия

Относительно их вкуса могу только отметить, что формы якутских изделий всегда лучше их резьбы и рисунка. Линии очертаний всегда довольно чистые, предпочтительно кривые и волнистые. Кривизна их никогда не переходит в уродливую китайскую или монгольскую вздутость, она ближе к нашим вкусам, и старинные их жбаны для кумыса нередко очертаниями напоминают этрусские вазы. Резьба этих жбанов обыкновенно представляет параллельные барельефные кольца, состоящие из тонких рубчиков или двух пересекающихся линий. Этот древний узор лучше всего удается якутским мастерам. Его в виде бордюра можно встретить и на металлических, и на костяных изделиях. Другие узоры, представляющие вариации более или менее развернутой спирали, зачатки веток, цветов, листьев и розеток, спутаны, смутны и исполнены по большей части грубо. В их рисунке не труда подметить монгольское, русское, даже китайское влияние. На далеком севере в Егинском наслеге Верхоянского улуса, севернее р. Бытантай, я видел старинное седло, серебряная лука которого украшена была сплошь монгольским характерным двулинейным узором, а сбоку в двух местах изображен был китайский дракон. Якуты звали дракона м о х о й — змей, а седло считали очень древним. Нередко также на якутских седлах позднейшей работы можно видеть рогатого коня или гривастого льва, вставших на задние лапы с двух сторон щита: точный снимок фабричных ситцевых клейм. Русское влияние особенно сильно заметно на ажурных работах лобзиком из кос; и. Вырезные игрушечные фигурки животных и людей тоже изделия недавнего происхождения — в старину только шаман имел право вырезать человеческие фигуры. Я помню страх и гнев одной якутки Верхоянского улуса, когда я ее ребенку дал, как игрушку, вырезанную мной фигурку человека. Она очень энергично потребовала, чтобы я ее уничтожил. Якутские дети играют изображениями только птиц и животных: гусей, уток, быков, коней. Тем не менее якутские костяные фигурки, несмотря на грубость отделки, производят нередко художественное впечатление. В них удачно схвачен характер лиц и своеобразно передано отношение к ним ваятеля. Подбор и сочетание цветов у якутов тоже своеобразно; оно мена пестро, чем у тунгусов; хотя во всех шитых бисером украшениях вида мы те же излюбленные тунгусские цвета: голубой, черный и белый, с незначительной подмесью желтого и красного. Платье черного цвета у женщин обрамлено обыкновенно полосами красного сукна, платье белого, желтого и серого цветов — полосами черного сукна. Платье мужчин обыкновенно лишено цветных бордюров. Оторочка сар (б и л е) у голенищ делается из черного и зеленого или из черного и красного цветов; женщин по красному фону нередко нашиты серебряные блестки, что, по-видимому, нравится очень якутам. Видел я также якутов в шубах, крытых ярко-зеленым сукном; но в платьях синего, фиолетового ни красного цвета здесь щеголяют только женщины. Цветной узор на ситцах и платках нравится им, по-видимому, мелкий и однородный, а так называемые татарские ситцы у них не в ходу. Несмотря на сильное иностранное влияние, якутский вкус в своей основе остался независимым. У якутов есть свой якутский стиль, позволяющий отличать их изделия, узоры и украшения от изделий и узоров других северных инородцев. Как на типичный образчик их узора укажу на серебряную пряжку в орнаменте застежки сильно чувствуется монгольское влияние, но сама бляха разрисована в чисто якутском стиле. Даже позаимствованным вещам они придают своеобразный отпечаток, подобно тому как северному оленю, недавно перенятому ими у тунгусов, или рубахе и винтовке, принесенным сюда русскими, они успели уже придать некоторые характерные особенности

ПОДЕЛИТЬСЯ

Читайте также

Museum banner2 min