В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт, мировозрение.
Хотя, у народа саха музыкальный инструментарий не был так богат и популярен, как устное народное и песенное творчество, все же один инструмент – хомус в настоящее время более чем известен во всем мире и считается одним из национальных брендов Якутии и здесь был основан Музей и Центр хомуса народов мира. К древним самобытным инструментам относятся кырыымпа, дүҥүр и несколько видов ударных инструментов.
Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых концов с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком.
Кырыымпа – одно-, двух-, трех- или четырехструнный смычковый инструмент. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания. Композитор, исследователь музыкальной культуры якутов М.Н. Жирков пишет, что у якутов кылыһах-кырыымпа (кылысах-кырыымпа) существовала издревле. По мнению мастера-исследователя А.И. Чахова, традиционно инструмент должен покоиться на коленях исполнителя, а звук извлекается щипком или смычком (чаачар). Кырымпист, сидя держит инструмент на коленях, пальцами нажимает струны, иногда не доводя нажим до грифа, извлекая флажолетные звуки. Со временем исполнители освоили иные способы игры: с опорой на грудную клетку или держат вертикально на коленях. Предпочтение игры со смычком привело к укреплению в народной среде кырыымпы, а манера игры щипком дала основу для реконструкции инструментов таҥсыр и кылыhах. Игрой на кырыымпе сопровождали песни и танцы (осуохай) во время ысыаха и песни из эпоса олонхо. В настоящее время известны несколько разновидностей кыллаах-кырыымпы: кырыымпа-хоппо, кырыымпа-сэргэ, кырыымпа-кытыйа, кырыымпа-тойук.
Дүҥүр (дюнгюр) – (род шаманского бубна) – ритуальный атрибут шамана. Ударный инструмент. Исследователи относят бубен к наиболее ранним типам музыкального инструментария. Шаманский бубен – «По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка – кнутом для шамана. Бубен для шамана – Крылатый конь, на котором он перемещается по трехмерному миру». Якутский бубен состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют «былаайах» – деревянной лопаточкой, покрытой шкурой.
Джёлёккёй кюпсюр («джёлёккёй» – дырявый, «кюпсюр» от «кюпсюй» – издавать сильный монотонный шум) – ударный инструмент с двумя колотушками (былаайах). Близкое по форме «музыкальное бревно» – обязательный атрибут «Медвежьего праздника» народов Амура — делается из цельного бревна, а джёлёккёй кюпсюр представляет собой полое, выдолбленное бревно, концы которого обтянуты кожей. По И.Д. Избекову, он делался из разбитого молнией дерева с обязательным сохранением дупла (дырка – джёлёгёс). Считалось, что молния посылается божествами, видящими в дупле высунувшегося обитателя Нижнего мира – абаасы, проникшего в Средний мир через корни дерева. – Избеков И.Д. (Мегино-Кангаласский улус РС(Я), 1962 г.
Талба табык на прутьях (от «талба» – лучший, добротный, отборный, отменный; «табый» – бить передними копытами) – ритуальный ударный инструмент с колотушкой (былаайах) – реконструкция по архивному рисунку. На каркасе из тальниковых прутьев должны быть распялены нечетное количество шкурок разных мелких животных. Призываемый духами к служению человек должен был получить разрешение народа, что выражалось по-разному, в том числе следующим образом: если люди хотели, чтобы он стал шаманом, верили, что этот человек в силу своего характера не нанесет им вреда, то они дарили ему шкурки разных зверушек. А хранить шкурки лучше в распяленном виде: иначе они крошатся. Возможно, внутреннее общение с этими зоо-духами-помощниками была одной из психологических техник вхождения шамана в измененное состояние сознания. – Бродников А.В. (Мегино-Кангаласский улус РС(Я), 1990-1991 гг.
Чардаат кюпсюр – ритуальный ударный инструмент с двумя колотушками (былаайах), восьмигранный короб из плах, который установлен на 4 -х ножках. На ысыахах для него строили специальный помост со ступенями для сигнальных звуков созыва гостей на праздник. – Григорьев А.Н. (Верхневилюйский улус РС(Я), 1980 г.).
Кыллаах кырыымпа или кылысах – старинный струнный смычковый инструмент («кыл» – конский волос; «кылысах» – фальцетный призвук, являющийся отличительной особенностью этнического звукоидеала якутов – музыкальной «визитной карточкой» этноса). Второе название подчеркивает, что только на инструменте, струны и смычок которого сделаны из конских волос, можно извлечь кылысах. – Слепцов П.Е. (Абыйский улус РС(Я), 1960-е годы.
Аарыктаах кюпсюр (от «аар» – священный, божественный) – аналогичный предыдущему ударный инструмент с двумя колотушками. Отличие от джёлёккёй кюпсюр: 1) вместо дырки-дупла – к корпусу на пружинках прикреплены три звенящие бубенца; 2) инструмент подвешивается ремнем на шею, чем удобен для игры обеими руками, тогда как джёлёккёй кюпсюр подвешивается на деревья или на специальные каркасы и по мембранам двух «бубнов» ударяют колотушками два человека. – Слепцов П.Е. (Абыйский улус РС(Я), 1960-е годы.
Ытыгыйа – («ытый» – сучить, сбивать; кружить, вертеть) – шумовой музыкальный инструмент. Изготовлен из рога коровы, обтянут с двух сторон кожей. Колотушка из острия коровьего рога прикреплена к корпусу. – Мохначевский В.И. (Чурапчинский улус РС(Я), 2008 г.
Сиксиир – («сиксий» – трясти) – погремушка из полого рога коровы, обтянут с одной стороны кожей, внутри сухие зерна. Незавязанный сыромятный ремешок напоминает образ коровы. Используется как шумовой музыкальный инструмент. -Мохначевский В.И. (Чурапчинский улус РС(Я), 2008 г.
Толугур – («толугураа» – брякать, постукивать, свободно болтаться) – шумовой инструмент. Изготовлен из коровьих бабок. – Мохначевский В.И. (Чурапчинский улус РС(Я), 2008 г.