Традиционная якутская борьба хапсагай представляет собой борьбу вольного стиля с захватами руками за любую часть одежды и тела. Целью схватки является вынуждение соперника коснуться земли третьей точкой. Слово хапсагай в дословном переводе с якутского языка означает «проворный», «ловкий», «быстрый».
По древним преданиям, жители Якутии отбирали самых сильных и выносливых мальчиков и отправляли их на специальную подготовку, чтобы вырастить настоящих воинов. Каждый из отобранных должен был научиться вести борьбу без оружия. Чтобы овладеть этим умением, будущих боотуров обучали премудростям национальной борьбы – хапсагай. Сейчас она признана во всем мире.
Путь воина
«Хапсагай» дословно переводится на русский язык как «ловкий», «быстрый». Именно эти качества, а не сила и мощь, являются главными для борцов. Суть хапсагая заключается в том, чтобы соперник любой частью тела, кроме ступней, прикоснулся к ковру. Исключение касается только касания одной руки – в этом случае борец получает штраф и теряет один балл.
«Случайные, нечаянные касания одной рукой, двумя руками или любой другой частью тела считается проигрышем. Любая неточность, неаккуратность грозят поражением. В старину побежденным считался и тот, кто коснулся пальцем о землю, даже если случайно споткнулся. Правила хапсагая строги и накладывают отпечаток на технику и тактику национальной борьбы», - рассказывает специалист Якутского республиканского центра национальных видов спорта имени Манчаары Андриан Захаров.
В хапсагае разрешены любые захваты за любую часть тела, кроме пальцев рук и ног. В арсенале борцов – подсечки, подножки, обвивы, зацепы, выхваты, отхваты, подсады и броски. Набора приемов у борцов намного больше, чем экипировки – для поединка нужны только шорты. В древности их делали из мягкой кожи лося, сейчас материал не важен.
Если на ковре сходятся два ловких бойца, поединок может длиться очень долго. Известны случаи, когда встречи растягивались на несколько часов с перерывами и продолжались на следующий день. Раньше местом для хапсагая становилась большая поляна, поросшая травой, сейчас схватки проводят на борцовском ковре диаметром десять метров.
«В произведениях якутского героического эпоса Олонхо ярко описываются победы бога Тыря из серединного мира над представителями "темной силы" при помощи приемов борьбы хапсагай. Этот пример говорит о том, что в старину древние воины проходили определенную подготовку по изучению приемов хапсагая и успешно использовали их в различных сражениях», - отмечает Андриан Захаров.
Почет и мясо
Главным событием, где борцы, которых в старину называли даадарами, могли посостязаться в хапсагае, был национальный праздник Ысыах. На нем всегда собирались знаменитые богатыри. К месту состязаний они приходили накрытые покрывалом из шкур быка. По команде, сбрасывали их и бежали на середину круга. Правила схватки обговаривали перед поединком, судьей становился самый уважаемый старейшина.
Как гласит легенда, на первом Ысыахе богатырь Бэрт Хара, даже оторвал руку одному из соперников. Популярна в Якутии и история о том, как на празднике старый воин Тиhикээн Беге вступил в схватку с братьями-разбойниками Илгиэлэ и Инэрчэ. Сначала победил Инэрчэ, а потом в ходе поединка убил разъяренного от проигрыша брата Илгиэлэ.
Поимо Ысыаха, борцы могли помериться силой и ловкостью на свадьбах знатных родов, во время осенней подледной ловли рыбы или во время скачек лошадей. Победитель получал почет и уважение, а также ценный приз. Зачастую богатырям вручали мюсэ – вареную бедренную кость жеребца с мясом в верхней части. Были и другие варианты наград, так русский революционер, фольклорист и этнограф Иван Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске с 1867 по 1876 годы, описывал, что побежденному показывали оскорбительный кукиш, запачканный землей, а победителю наливали чарку кумыса или водки, а также исполняли песню в его честь.
Борьба для всех
Активно заниматься хапсагаем как видом спорта жители Якутии стали конце XIX века и начале XX века. В 1932 году состоялись первые официальные соревнования по этому виду борьбы. В 1955 году вышли правила хапсагая, которые разделили борцов на четыре весовые категории.
Хапсагай изначально подразумевал борьбу для мужчин, однако им увлекались дети и женщины. В годы Великой Отечественной войны, проходили соревнования среди представительниц прекрасного пола. В 1944 году участие в состязаниях приняли 86 женщин. Через год прошел чемпионат Горного улуса, который собрал 59 участниц. В этом же году состоялся первый чемпионат Якутии среди мужчин, однако участие в нем приняли всего четыре спортсмена.
«Существовал даже вариант правил борьбы, по которым чистая победа присуждалась за бросок на спину, на живот, на бок и в положение сидя, а другие прикосновения о землю. Очковая система присуждения победы обычно применялась только на официальных соревнованиях. На народных праздниках состязания проводили по договоренности и очки не засчитывали», - объясняет Андриан Захаров.
Сейчас развиваются групповые поединки по хапсагаю – хомуур хапсагай. В этом виде борьба идет в формате «стенка на стенку» по три или пять человек в команде.
Путь к Олимпиаде
Хапсагай помог вырастить известных борцов вольного стиля, самбистов и дзюдоистов. Сходство хапсагая с вольной борьбой стало для спортсменов из Якутии трамплином к достижению высоких результатов во всероссийских, международных соревнованиях и даже на Олимпийских играх.
«В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене якутский борец Роман Дмитриев завоевал золото, а через четыре года на Олимпийских играх в Монреале на пьедестал взошли сразу три якутских борца: Павел Пинигин завоевал золото, и Александр Иванов и Роман Дмитриев – серебро. Они были воспитанниками и учениками великого и гениального тренера Дмитрия Петровича Коркина, который заложил элементы борьбы хапсагай в основу вольной борьбы. Он понимал, что результата можно добиться при использовании своеобразной техники, присущей только борьбе хапсагай», - отмечает Андриан Захаров.
До сих пор многие тренеры по вольной борьбе в Якутии используют элементы хапсагая для подготовки спортсменов разного возраста к соревнованиям.
Международное признание
В октябре 2010 года хапсагай приняли в состав Всемирной организации объединенных стилей борьбы. Всемирная федерация объединенных стилей борьбы (FILA) и Ассоциация народных игр и национальных видов спорта Якутии «Сахаада-спорт» подписали договор, по которому хапсагай стал таким же признанным видом борьбы, как татарский кореш, казахский корес, самбо и алыш. Сейчас поклонники этого вида спорта создают всероссийскую и международную федерации по борьбе хапсагай.
Несмотря на то, что международной федерации по хапсагаю еще нет, соревнования по этому виду спорта давно вышли за рамки Якутии и России. Ежегодно в Монголии проходит чемпионат и первенство по борьбе хапсагай, в этом году впервые прошел Кубок Азии по хапсагаю, участие в котором, помимо россиян, приняли представители Монголии и Южной Кореи.
В 2011 году этот вид спорта вызвал большой интерес федерации борьбы Бенина. Ее президент официально заявил, что готов сделать свою федерацию базовым центром культивирования борьбы хапсагай в Африке. С 2016 года этот вид спорта включили в соревновательную программу международных спортивных игр «Дети Азии».
Текст: Ксения Мурзина