трС древних времен для коренного населения Якутии охота, рыболовство было главным источником выживания и существования.

трС древних времен для коренного населения Якутии охота, рыболовство было главным источником выживания и существования.

Как водится, удача не всегда сопутствовала добытчику. Поэтому, с помощью заклинания, жертвоприношений просили удачи на промысле, пытались задабривать духа-хозяина леса, от которого казалось, зависела удача на охоте. У тюрок Сибири сохранялись общесибирские ритуалы, связанные с магическими и анимистическими воззрениями, с верой в возрождение убитых зверей и т.п. основными в данном культе у всех изучаемых народов являлись обряды в честь духов мест и охоты. У якутов особое развитие получил культ общеэтнического духа-покровителя охоты Баай Байаная, которому поклонялись их древнетюркские предки.

Рыболовство и охота играли большую роль в жизни якутского народа. Для якутов-скотоводов эти отрасли хозяйства были значительным подспорьем, а для бедноты, не имевшем скота, рыболовство было основной отраслью хозяйства. Поэтому промысловый культ — обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имел широкое распространение.

Охотничьи обряды и поверья якутов условно можно разделить на две группы: 1) обряды и поверья, соблюдение которых необходимо для сохранения охотничьей удачи; 2) обряды, направленные на приобретение охотничьей удачи при длительном отсутствии добычи.

Первая группа состоит из сочетания обрядов и поверий, относящихся к культу духа-хозяина охоты Баай Барыллах баай Байаная (всем богатого богача Байаная), с обрядами и запретами чисто магического характера, связанными с почитанием самих животных или их душ. С этой группой обрядов связаны поверья о необходимости магического соблюдения ритуальной "чистоты".

2c53ab4f919ec0f42c39d54f9e4b5f1a

У якутов был единый культ хозяина тайги Баай Байаная — покровителя охоты, а не хозяина леса. Баай Байаная считался хозяинов всех зверей и птиц и покровителем охотников, соблюдающих обряды и табу во время промысла. Представление о нем не связывались в воззрениях якутов с каким-нибудь определенным лесом или тайгой. Духи-хозяева мест, по верованиям якутов, занимали второстепенное значение в охотничьих делах. По верованиям якутов охотничья удача зависела от благосклонности Баай Байаная Баай Барылааха.

Этот дух представлялся как веселый шумливый старик, обросший седыми волосами, похожий на якута или на тунгуса. Существовал целый ряд подчиненных ему духов. Их якуты признавали за братьев главного духа-хозяина леса или полагали, что эти духи являются домочадцами Баай Байанай Баай Барылааха.

Вилюйские якуты верили в существование духов-хозяев, способствовавших размножению птиц и зверей. Эти духи носили общее наименование байанаев или эсэкээнэв. От их воли зависел успех охоты. Главным из них был Баай Барылаах — создатель крупных зверей: медведей, лосей и прочих. Впрочем, считалось, то у каждого вида зверей был и свой эсэкэн. Помимо эсэкээнов они верили в существование Сээркээн Сэсэна — хозяина темного леса и посыльных эсэкээнов — дочерей гибкотальникового, березового и других лесных массивов.

Дух-хозяин тайги любил тишину и обладал хорошим слухом. Поэтому жертвоприношения производились в тишине. В жизни не старались говорить о добыче, чтобы он не услыхал. Во время сборов на охоту не было детского шума. Древний образ духа-хозяина тайги представлялся в виде молодой красивой женщины. В ее распоряжении были все звери. Обычно пред отправлением на охоту охотник обращался с заклинанием к духу-хозяину огню и духам хозяевам леса, бросая в огонь кусочки жира. При первой ночевке в лесу, разведя огонь. Охотник приносил жертву духу-хозяину леса из своих запасов (кусочек масла или что-нибудь другое) и обращался к нему с алгысом, в который также просил даровать богатую добычу. Непочтительное отношение к Баай Байанаю считалось одной из причин неудачной охоты. Якуты угощали Байанайа и просили богатой добычи.

Успех в охоте зависел, по мнению древних охотников, от соблюдения множества запретов и необходимых правил по отношению к добыче. Например, считалось, что охотник должен всячески выражать радость при виде убитого зверя, так как такое поведение нравится Баай-Байанаю.

normal 42 ba

Один из охотничьих запретов был связан с верой в "нечистоту" женщин. Например, женщина не имела права есть сердце, печень, верхнюю губу с ноздрями и уши лося. Она так же не должна была наступать на мокрую шкуру и кости сохатого. Женщина, могла быть причиной потери охотничьей удачи, осквернение орудий и промысла и одежды охотника. Считалось, они "портились" и приносили неудачу. Поэтому совершали обряд очищения огнем — окуривали дымом можжевельника. Охотник считался "не чистым" если недавно умер кто-нибудь из его близких родственников. Ему бесполезно было идти на охоту.

Промысловики, конечно, сильно верили в удачу и соблюдали суеверия. Промысел получил религиозную окраску. Поэтому промысловые верования выражались в многочисленных правилах, предметах, запретах и обрядах. Чем больше был доволен Байанай, тем удача сопровождала охотника. А значит, есть, чем кормиться и одеваться. На современном этапе, поверья, суеверия, запреты, связанные с промыслом, сохраняются, может не в таком чистом виде, но они соблюдаются. И многие охотники считают, что удача в какой-то степени зависит от благосклонности духа-хозяина леса.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Читайте также