22 апреля 2022 года наша республика будет отмечать 100-летие Автономии Якутии. Наша святая обязанность - познать историческую значимость автономии для развития государственности Якутии, языка и литературы, общественной жизни.

22 апреля 2022 года наша республика будет отмечать 100-летие Автономии Якутии. Наша святая обязанность - познать историческую значимость автономии для развития государственности Якутии, языка и литературы, общественной жизни.

В книге журналиста, публициста и прозаика Олега Сидорова «Платон Ойунский» из серии «Жизнь замечательных людей». Книга выпущена издательством «Молодая Гвардия» в 2016 году. Данная книга переиздана издательством «Бичик» в 2017 году под названием «Платон Ойунский». Пылающий камень «Сата». Отрадно, что для охвата широкого круга читателей, автор написал книгу на русском языке. Структура книги подчинена одному творческому замыслу автора – рассказать о жизни и деятельности Платона Алексеевича Ойунского в её хронологической последовательности. Автор погружает читателя в ту историческую эпоху, которая предопределила судьбы многих поколений людей. Книга читается легко и с большим интересом.

Первые главы книги раскрывают детство и юношеские годы Платона Слепцова. А четвертая глава книги целиком посвящена работе Платона Алексеевича Слепцова – Ойунского за автономию и называется «Борьба за автономию». Провозглашение Якутской АССР в 1922 году является главным событием в общественно-политической жизни Якутии в ХХ веке. В этой главе читатель узнает, что дорога к заветному статусу автономии была архиважной, тернистой, что этот трудный путь Платон Алексеевич Ойунский и Максим Кирович Аммосов с честью преодолели и открыли новую страницу развития якутского народа.

Наступил кровавый 1937 год. В стране ширилась борьба с «врагами народа». Большой террор не мог пройти мимо Якутии, учитывая, что республика играла заметную роль как крупнейший национальный регион на северо-востоке страны и всегда слыла «вольнодумной». В восьмой главе «Арест и гибель», автор описывает героическое противостояние Платона Ойунского против «кровавого аппарата» НКВД.

Измученный, истерзанный пытками и допросами, больной, он до конца остался верным своему делу и идеалу. Из воспоминаний сокамерника Дмитрия Емельянова: «Платон Алексеевич говорил: «Настоящих коммунистов, выросших с Лениным, много; ленинская правда восторжествует! Человек на этот свет приходит только раз, и прожить свой век надо честно!». Эти слова, хотя и слушал с восхищением и смятением одновременно, я тогда не воспринял. Я, как и многие другие, всю вину возлагал на Ежове, Берию, Вышинского. Теперь-то я понимаю, как глубоко и верно мог видеть суть всего происходящего Платон Алексеевич!». Дмитрий Васильевич Емельянов погиб на фронте в 1942 году.

3 июня 1938 года на городской партийной конференции прозвучало, как гром среди ясного неба: «Платон Ойунский – враг народа!». Этот день стал самым черным днем в жизни семьи Ойунских и их родственников. Даже имя Платона Алексеевича было запрещено упоминать, его книги были запрещены, изымались. Специально для народа были распространены порочащие Платона Алексеевича слухи, что он «троцкист», «японский шпион» и т.д. Репрессивные действия коснулись и родственников Ойунского, проживающих в Татте. На учебу не зачисляли, на работу не брали, везде на них смотрели с презреньем. Это продолжалось до 15 декабря 1955 года, до реабилитации Платона Алексеевича Ойунского.

В девятой главе книги «Возвращение и бессмертие» автор подробно рассказывает об истории реабилитации Ойунского и о возвращении его бессмертного имени.

В знак благодарности нашим политическим деятелям, ценой жизни которых мы получили статус Якутской АССР и равноправное сосуществование с другими народностями, мы обязаны знать историю тех лет и на примере лучших сынов Якутии воспитывать будущее поколение!

Годы репрессии черным по белому пронеслись по судьбам многих родственников видных политических деятелей 20-х годов прошлого столетия. И сегодня, через призму судьбы моей семьи, хочу донести до читателей общественно-политическую атмосферу тех грозных лет.

В начале 40-го года из-за репрессивных отношений к родственникам Платона Алексеевича Ойунского, из-за голода и гонений, мои родители были вынуждены покинуть родной Черкех. Они свою Родину увидели только в 1973 году, когда были приглашены на 80-летний юбилей со дня рождения П. А. Ойунского.

Ejanskie Rodstvenniki Oiunskogo 2

Родственные узы по линии матери – Слепцовой (Бачьевой) Зинаиды Васильевны.

Дед моей матери Никита Слепцов – брат отца Платона Ойунского, а мой дед Слепцов Василий Никитич (Аллака Баhылай) – двоюродный брат Платона Ойунского. Мой дед у односельчан был известен как талантливый олонхосут, имел 2 или 3 собственных Олонхо, обладал звонким голосом, отмечали его физическую силу. Он был отличным пловцом и ныряльщиком. Умер от болезни в молодом возрасте (из книги «Черкех» глава «Талах бутэй, уоттээх»). В юношеские годы мой дед батрачил у тойонов и брал напарником своего брата Платона Слепцова (Ойунского). По вечерам он рассказывал Платону сказки и Олонхо. Позже Платон Алексеевич признавал, что первыми учителями, окунувшими его в мир Олонхо, были его родственники – мой дед Василий Слепцов (Аллака Баhылай) и Пантелеймон Слепцов.

Когда моя мать в детстве осталась сиротой (родители умерли очень рано), её приютила семья Елпидифора Егасова, дальнего родственника. Благодаря Егасовым, мать научилась читать и писать. Позднее, в годы учебы в г.Якутске, у Егасовых жил Платон Алексеевич Слепцов-Ойунский.

Отец семьи Егасовых, Елпидифор, был известен в Якутии как общественный деятель, редактор газет «Саха олого» и «Саха дойдута». Был расстрелян по сфабрикованному чекистами делу решением губчека 20 февраля 1921 года. Реабилитирован 9 августа 1989 года.

Родственные узы по линии отца - Бачьева Афанасия Романовича.

Младшая сестра отца, Елена Бачьева, была замужем за братом Ойунского, Василием Слепцовым (Кууска Баhылай). У них родились два сына – Солбуяр и Василий. Имя Солбуяр дал П.А. Ойунский. В дословном переводе с якутского на русский звучит, как «мой преемник». Мой отец был очень порядочным и ответственным человеком, мастером на все руки, отличным охотником. Когда умер муж сестры Кууска Баhылай, отец остался единственным кормильцем нескольких семей.

Во время своего последнего приезда на родину, Платон Алексеевич подарил моему отцу гладкоствольное охотничье ружье. В годы войны из-за отсутствия свободного времени (отец работал бригадиром рыболовецкой бригады на участке Кэрби), отец не охотился. Этим ружьем охотились Солбуяр Слепцов и брат отца Николай Бачьев. Позднее, отец передал это ружье брату Николаю. В 50-х годах Николай то ли обменял, то ли продал это ружье незнакомому якуту. Недавно узнали, что это знаменитое ружье находится в Усть-Алданском улусе.

Ejanskie Rodstvenniki Oiunskogo 3

Судьба братьев Слепцовых – Солбуяра и Василия.

В настоящее время многим знакомо имя племянника Ойунского Василия Васильевича Слепцова. Он родной отец поэтессы Елены Слепцовой-Куорсуннаах. А о судьбе старшего сына Слепцовых - Солбуяре Слепцове нет никакой информации. Сегодня я хочу восполнить этот пробел и рассказать о Солбуяре Васильевиче Слепцове. Когда мои родители покидали родной Черкех, то с ними в долгий путь пешком отправился мальчик Солбуяр. Хотели еще взять Василия, но он был очень маленьким и трудности перехода не смог бы вынести. Мои родители вспоминали со слезами на глазах: «Как мы хотели его взять с собой, но сами не знали, куда идем…Оставили плачущего Васю за печкой…». В предвоенные годы из-за засухи были проблемы с продовольствием, и семья Елены Слепцовой испытывала большие трудности. Да и с получением образования родственниками Ойунского на его родине были проблемы. Все эти обстоятельства обусловили моим родителям взять с собой Солбуяра. Так, с моими родителями родное село покинули: мать моего отца Анна, младший брат отца Николай и Солбуяр.

В годы войны отец работал бригадиром рыболовецкой бригады Рыбтреста на участке Кэрби (река Алдан). Мать работала технологом рыбзавода. Солбуяр и Николай помогали отцу, помогали по хозяйству и охотились. В начале 50-х годов моих родителей отправили организовать новый рыболовный участок в местности Харка (Эльбяк) по реке Алдан. Так Эжанская земля стала второй родиной моей семьи. Здесь Солбуяр познакомился и подружился с эжанской молодежью. Его товарищами стали братья Атласов Ананий Денисович, Атласов Илья Денисович. В связи с закрытием Рыбтреста мои родители переехали в Эжанцы. Здесь Солбуяр познакомился со своей будущей женой Марией Захаровой из села Кюпцы, которая приехала по направлению работать сельским библиотекарем. Вскоре они поженились и переехали жить в Якутск. У них родились трое детей – Галина, Петр и Лена. Солбуяр окончил курсы мастеров по строительству геофизических вышек и стал бригадиром. Он вместе с геофизическими экспедициями исколесил всю республику вдоль и поперек. После выхода на пенсию еще долгое время работал в строительной отрасли. После долгой и тяжелой болезни умер 8 ноября 1983 года.

Он был мастером на все руки – фотографировал, плотничал, рисовал, был отличным охотником и рыбаком. Нам известно, что он еще писал стихи на якутском языке. К сожалению, пока его рукописи не найдены. Большинство фотографий Юбилейного Ысыаха 1973 года сделаны Солбуяром Слепцовым.

Источник: Пресс-служба МО «Усть-Майский район»

ПОДЕЛИТЬСЯ