Алгыс – традиционный обряд якутов, обращение к верхним божествам. Переводится это слово как благословение, хвала, восхваление, страстная мольба. На самом деле, конечно, Алгыс намного больше, чем просто благословение.

Алгыс – традиционный обряд якутов, обращение к верхним божествам. Переводится это слово как благословение, хвала, восхваление, страстная мольба. На самом деле, конечно, Алгыс намного больше, чем просто благословение.

По своему смыслу это понятие гораздо шире русского понятия «благословение», поэтому его следует использовать как самостоятельный термин и не заменять русским словом. Алгыс предназначен защищать человеческим духом благополучное устойчивое состояние планеты во Вселенной.

В якутоязычном молодёжном журнале «Хатан» даётся такое определение:

«Алгыс – 1. Дьоҥҥо үтүөнү баҕарар, олох араас түбэлтэлэригэр, көстүүлэригэр үтүө түмүгү көрдөрөр аналлаах тыл этии. 2. Сөбүлүүр-биһириир, үтүөнү баҕарар ис хоһоонноох кимиэхэ эрэ туһаайыллыбыт кэс тыл. 3.Итэҕэл быһыытынан киһиэхэ кутталлаах хараҥа күүстэри үтэйэр, ыарыыны эмтиир-домнуур кыахаах аптаах тыл. 4. Үтүө тыл, үтүө баҕа санаа, туох эмэ муҥутуур үтүө, кэрэ көстүүтэ. 5.Норуот поэзиятын биир саамай былыргы көрүҥэ, жанра."

«Алгыс түһэрии» – обрядово-ритуальная система действий по установлению био-энергетической связи человека с творящей силой Природы и самоосознании своего созидающего предназначения посредством изустных обрядово-ритуальных действий, выработанных многовековой культурой народа саха. Живой, постоянно развивающийся алгыс приобретает новые формы, смыслы, ритуальные формы, способствуя сохранению норм и правил сакрального и общественного поведения в социокультурных условиях жизнеутверждения на вечной мерзлоте.

Провозглашение животворческого, целительного алгыса сопровождается чарующими звуками хомуса, бубна, песнопением, возжиганием огня и душистых целебных трав, наполняя пространство и души людей доброй энергетикой духовности саха. Под влиянием обряда алгыса человек настраивается на энергоинформационную волну Света, Добра и Красоты, очищается от скверны и нацеливается на созидание. Благословенная духами Мать-Земля привечает каждого, кто внимает возвышающей эстетике алгыса.

Разные виды и формы благословения являются достоянием многих коренных народов. Алтайцы обвивают приезжего человека широкой голубой лентой, олицетворяющей неиссякающий дар священной реки Катунь, буряты предподносят хадар как символ благополучия от буддизма, коренные американские индейцы звуком бубна очищают и одаряют гостя. А в Европе высоких гостей встречают почетным караулом военных, нацелившихся острием штыков в небо. В этих примерах наглядно видны парадигмы Добра и Зла, философии Насилия и Ненасилия. Все коренные народы исповедуют Экософию – жизнь по мудрости природы и предков, принцип «максимум приспособления, минимум потребления». Наиболее ярко и образно экософия была представлена в фильме Д. Камерона «Аватар».

Неслучайно после объявления государственного суверенитета Якутской-Саха Республики, коренные народы стали возрождать алгыс, то есть жизнь по собственным духовным законам гармонии, добра и взаимопомощи. Якутское радио на протяжении двух десятков лет каждое утро будит слушателей алгысом, приуроченным к сезону года и календарным событиям. В 2000 году в академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» вышел том, посвященный обрядовой поэзии саха (якутов).

В период ренессанса культур народов Якутии обрядовая культура алгыса приобрела новые формы и становится поистине брендом священной Земли Олонхо. Нигде с таким упоением так не проводят алгысы как у нас в Якутии. Хотя есть чему научиться у хакасов, алтайцев, бурят по отдельным элементам обряда алгыс, целостная сохраненная и развивающая обрядово-ритуальная система алгыса имеется только у нас. И она активно развивается.

Современный алгыс востребован в повседневной практике не только в этнической культуре якутского сообщества, но стал он незаменимой частью общественно значимых событий в республике и за её пределами. Открытие сколь-нибудь значимого события, например, прокладка газопровода к населенному пункту, открытие магистральной дороги, общественно значимого здания (школы, учреждений культуры, здравоохранения), презентации книги, встреча дорогих гостей, – во всём зачин событию придаёт возвышающий алгыс.

Алгыс стал духовным посылом Республики Саха (Якутия) за пределами её территории. Дни Республики Саха (Якутия) в ЮНЕСКО, в г. Париж, Дни РС(Я) в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске начинались с алгыса, объединяющего всех проникающими в душу и возвывающими дух обрядами и ритуалами. При установке сэргэ (коновязь) во Франции, Исландии, Калифорнии – везде провозглашается алгыс сэргэ. Якутский мастер В.Шадрин по приглашению олимпийского комитета установил Аар баҕах в г. Олимпия у дороги пробега факелоносцев олимпийского огня в г.Сочи. Алгыс при открытии Аар баҕах провозгласил признанный педагог национальной культуры А.С.Федоров, создавший школу алгысчитов. Солист балета, заслуженный артист Республики Саха (Якутия), заслуженный артист РФ Д. Артемьев провел обряд алгыс на открытии презентации исторического альбома в двух томах «Пути великих свершений. Значение Якутии в освоении Дальнего Востока» в городах Владивосток и Благовещенск. Альбом был посвящен 380-летию вхождения Якутии в состав России и 1150-летию Российской государственности. Так происходит везде, где организуется событие от имени народа саха, от имени Республики Саха (Якутия). Мероприятие без зачина алгыса воспринимается как пресное, слабоподготовленное, необязательное, не соответствующее ожидаемым канонам единения участников.

Широкая востребованность обрядово-ритуальной практики алгыса требует подготовки особом образом подготовленных алгысчитов. Ни в каком учебном заведении культуры и искусства нет такой образовательной программы. В настоящее время выделились признанные народом алгысчиты. Главный алгыс на всенародном празднике Ысыах Туймаады провозглашают А.С. Федоров, И.Г. Васильев – Алгыс Уйбаан. На Ысыахе Туймаады 2013 года выступали одновременно три алгысчита, что произвел сильный эффект «алгыс түһэриитэ».

Широкое распространение алгыса привело к необходимости вести соответствующую разъяснительную работу о его предназначении, правилах поведения и действий во время алгыс түһэриитэ. Согласно психологическим законам, человеку свойственно соответствующими движениями, действиями закреплять звуковую и речевую информацию. Провозглашение алгыса тоже должно сопровождаться не только действиями алгысчита, но и тех, кто внимает ему. В старину люди совершали круговые движения, поклоны, вознесения рук к небу, проговаривали ритуальные возгласы и слова. Подготовка профессиональных алгысчытов, воссоздание всей ритуально-обрядовой системы алгыса во взаимодействии алгысчита и внимающих ему требует тщательной реконструкции и развития методов эзотерической духовной педагогики саха. Кроме алгысчитов – «айыы аймаҕын алгысчыттара» особым почитанием пользовались духовные жрецы – тоҕус халлаан дуомньуттара, айыы ойууннара. Каждый человек способен научиться совершать алгысы в своей повседневной практике, жить в атмосфере алгыса, что поднимает сүргэ – духовное «Я».

ПОДЕЛИТЬСЯ

Читайте также