Новый период в развитии якутского национального театра напрямую связан со становлением советской власти в Якутии. В эти годы сложилась сложная политическая обстановка, продлившаяся до 1920 года. Тогда новое учреждение культуры получило название Народный театр.

Новый период в развитии якутского национального театра напрямую связан со становлением советской власти в Якутии. В эти годы сложилась сложная политическая обстановка, продлившаяся до 1920 года. Тогда новое учреждение культуры получило название Народный театр.

15 сентября 1920 года Народный театр в Якутске был открыт спектаклем «На дне» Максима Горького. В театр пришел новый зритель – солдаты и рабочие, и поначалу представления были бесплатными. В репертуар были включены всего семь уже ставших классическими пьес, так как еще не было создано драматических произведений, отвечавших большевистской идеологии. Репертуар Народного театра включал в себя «На дне» Максима Горького, «Власть тьмы» Льва Толстого, «Фимку» Владимира Трахтенберга и четыре пьесы Александра Островского – «Доходное место», «Грозу», «На всякого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые». В драмах и комедиях Островского режиссеры в духе времени стремились подчеркнуть протест героев против классового неравенства, однако находились те, кто называл драматургию Островского устаревшей, не нужной новому зрителю.

Экономическая разруха не давала возможности для полноценного существования театра. Ощущалась явная нехватка кадров в сфере культуры, и театром подчас руководили малограмотные люди. Приказ Отдела народного образования предлагал населению «зарегистрировать все предметы, пригодные для сцены». Бумаги для афиш не было, как и средств, чтобы поддерживать нормальное функционирование труппы, тем более пригласить артистов. Обедневшее население не могло покупать билеты в театр. Спектакли шли редко, чаще всего они приурочивались к праздничным датам или разным совещаниям. Чтобы сохранить коллектив в период НЭПа, актерам театра приходилось устраивать вечера танцев, проводить политмаскарады, заниматься торговлей.

В мае 1922 года из-за отсутствия финансов Народный театр закрыли, здание передали Горсовету, а в 1925 году его вновь вернули театру. В этом же году якутская труппа Народного театра становится, по сути, отдельным театром и открывает сезон постановкой комедии «Злой дух» по пьесе одного из основоположников якутской литературы Николая Неустроева. В 1926 году решением Совнаркома Якутской АССР был ликвидирован Народный театр и создан Государственный национальный театр. Заведующим театра был назначен первый якутский драматург Анемподист Софронов, а главным режиссером – Дмитрий Большев, организатор Вилюйского самодеятельного театра.

С 1930-х годов в Национальном театре большое внимание стали уделять профессионализации актеров, режиссеров и руководящего состава. При театре организовали двухгодичную театральную студию для молодых артистов, а в 1932 году состоялся первый набор в якутскую мастерскую актерского факультета Государственного института театрального искусства им. Луначарского в Москве. Начали работать первые профессиональные якутские режиссеры, например, народный артист РСФСР и ЯАССР Спиридон Григорьев, руководивший Якутским национальным театром с 1933 по 1961 годы. Во время его руководства в 1934 году Якутскому национальному драматическому театру было присвоено имя Платона Ойунского.

Спиридон Григорьев особое внимание уделял пьесам якутских авторов: он поставил «Захотевшего ребенка» и «Указ царя» Ойунского, «Кузнеца Кюкюра», «Айаал» и «Сайсаары» Суоруна Омоллоона, «Разрыв паутины» Николая Мордвинова (Амма Аччыгыйа), «Золотой ручей» Николая Якутского и другие пьесы национальной драматургии. Режиссер Василий Местников, работавший вместе с Григорьевым, ставит на сцене Национального театра якутский эпос олонхо: «Нюргун Боотур Стремительный», оперу «Нюргун Боотур», «Туйаарыма Куо» (пьеса Платона Ойунского) и другие. Также ставятся спектакли по произведениям Александра Пушкина, Александра Островского, Антона Чехова, Максима Горького, Всеволода Иванова. В режиссуре и актерской игре преобладает психологическое, реалистическое направление советской театральной школы.

В последующие годы театр развивался, происходили различные изменения вплоть до объединения якутского и русского драматического театров в годы Великой Отечественной войны.

В новую эпоху 1990-х годов якутский национальный театр (который представляли прежде всего Русский драматический театр и Якутский драматический театр) входит на высокой ноте. Начавшаяся перестройка и рост общественного сознания позволили театру перенести на сцену глубокие философские обобщения и уйти от плоских повседневных тем. Появилась возможность откровенно обсуждать вопросы духовного искания человека и возрождения веры.

Пресс-центр 100-летия ЯАССР

ПОДЕЛИТЬСЯ

Читайте также